Аристотель был убежден ё том — и совершенно справедливо

Аристотель был убежден ё том — и совершенно спрй[1] ведливо,— что невозможно мыслить, если не мыслить каждый раз о чем-нибудь одном. Поэтому противореча­щие друг другу утверждения об одной и той же вещи не могут быть истинными. «Обратные <друг другу) выска­зывания не являются вместе истинными» 8. В противном случае, по Аристотелю, выходит, что понятие не может иметь того значения, которое оно должно иметь. Если вещь дана необходимым образом, то она не может не быть. Поэтому относительно устойчивая сторона предме­тов отражается в понятиях. Однако, по мнению Аристо­теля, «то, что утрачивает <что-нибудь>, сохраняет <еще> что-то из того, что оно утрачивает, а также некоторая часть (та) того, что возникает, должна существовать»9. Т. е. Аристотель за движущимися вещами и изменяющи­мися явлениями ищет устойчивые определения бытия. В связи с мнением Кратила и его последователей о не­возможности утверждать что-либо о вещах Аристотель выражает свое удивление, почему надлежит отрицать, что это именно хлеб, а не что-нибудь другое? Так что, может быть, нет никакой разницы, съесть его или не съесть? В действительности же они принимают эту пи­щу, считая, что правильно смотрят на нее и что именно это есть предписанная им пища. Между тем, заключает Аристотель, они не могли бы сделать такое умозаклю­чение, если бы и всерьез придерживались мнения, что «никакая сущность в чувственных предметах не пребы­вает прочно, но все они (сущности) всегда находятся в движении и текут» 10

[1] Аристотель. Метафизика, стр. 74, прав. кол.

  • Там же, стр. 71, прав. кол.

10 Там же, стр. 190, лев. кол.

Яндекс.Метрика