Аристотель сформулировал закон тождества
Аристотель сформулировал закон тождества на основе диалектического понимания процесса познания объективной действительности. В результате многочисленных сравнений признаков и свойств явлений действительности, отбрасывая случайные и несущественные признаки и свойства, человек получает тождественное в многообразии и фиксирует его в своих понятиях, суждениях и умозаключениях. В многообразии движения и развития объективной действительности Аристотель ищет нечто однозначное, устойчивое, самому себе тождественное. Аристотель подчеркивает познавательную роль тождественной определенности бытия и мышления, без каковой определенности познание решительно невозможно. Основная определенность предметов, их устойчивая сторона, по мнению Аристотеля, служат основой логического мышления. За- [1]
кон тождества требует, чтобы при всяком, особенно научном, мышлении мы оперировали понятиями, имеющими однозначное, тождественное содержание.
В философском и логико-диалектическом контексте Аристотеля закон тождества был рефлексией на крати- ловский и софистический релятивизм, исходивший из в принципе неверного представления об абсолютных, не- прекращающихся текучести и изменчивости объективной действительности, которые якобы не позволяют фиксировать тождественные моменты в понятиях.
Метафизическое, особенно гегелевское, истолкование закона тождества привело к тому, что укоренилось и получило силу предрассудка совершенно неправильное представление о якобы непримиримости закона тождества с принципами диалектики. Выступая против подобной метафизической абсолютизации закона тождества и противопоставляя ей правильную его интерпретацию, В. А. Лекторский писал: «Заметим сразу, что данная интерпретация принципа тождества не представляет собою ничего метафизического, так как признание относительной устойчивости, относительного постоянства вещей, ситуаций, процессов отнюдь не противоречит точке зрения диалектики» 3. Конечно, если к этому вопросу подходить с точки зрения диалектики марксизма-ленинизма или даже гегелевской идеалистической диалектики, мы, безусловно, обнаружим «недостаточность» закона тождества в аристотелевском его понимании. Однако при соблюдении исторической перспективы мы будем вынуждены отметить, что закон тождества является необходимой существенной ступенью в развитии диалектики даже в том смысле, как мы ее понимаем сегодня, ее начальным, отправным историческим пунктом.
Часто закон тождества А = А истолковывают не более рак тавтологию в смысле «Сократ есть Сократ». Следует отметить, что даже такое примитивное понимание закона тождества является необходимым моментом диалектического мышления. Диалектика не может отрицать пусть «примитивные», но необходимые и существенные и вполне объективные положения закона тождества. Точка
2* |
35
зрения закона тождества — это точка зрения всякого мышления, в том числе диалектического.
Закон тождества отнюдь не утверждает, что предметы н явления объективной действительности абсолютно тождественны. Аристотелевское положение о тождестве также заключает в себе диалектическую мысль о различии в тождестве, т. е. о различии и противоположности тождественных моментов многообразия. И действительно, Аристотель не мог говорить о тождестве, не имея при этом в виду н различия предметов объективной действительности, тождественность которых он доказывал. «Принцип тождества А = А,— пишет Н. В. Карабанов,— играет определенную роль в процессе познания, отнюдь не нсклюг чая различия и развития реальных предметов» [2].
[1] К• С. Бакрадзе. Логика. Тбилиси, 1951, стр. 415—416. 34
[2] Н. В. Карабанов. Проблема тождества в диалектической логике.— В сб. «Диалектика и логика — законы мышления», стр. 251.