Аристотелевское понимание диалектики

 

Диалектика (т] 8uXsxtuy| ) в первоначальном зна­чении слова — наука (етисттцАТ]) или искусство ( xiyvT]) ведения беседы, диалога, логический термин, происхо­дящий от древнегреческого слова « StaXs^opiat » — бесе­дую, рассуждаю. В истории философии термин «диа­лектика» употребляется в самых различных значениях. Стихийная диалектика, основывающаяся на простом жи­вом созерцании, была присуща еще первым филосо- фам-материалистам, однако они были далеки от по­требности терминологического оформления и фиксиро­вания собственных отдельных диалектических положе­ний/Мы не найдем термина «диалектика» в качестве технического термина в его философском значении даже у Гераклита, названного В. И. Лениным «одним из осно­воположников диалектики» К Равным образом мы не встретимся с этим словом в указанном смысле и у Зе­нона из Элеи, названного Аристотелем «изобретателем диалектики». Однако, несмотря на отсутствие термина «диалектика» у Гераклита и Зенона, они были глубо­кими диалектиками. В самом деле, Гераклит поставил проблему перехода явлений в их противоположность; Зенон же указал на противоречивую природу понятия и тем самым вскрыл трудность выражения движения в логике понятий.

Софисты, субъективно применяя диалектику Герак­лита и Зенона, положили начало пониманию диалекти­ки как искусства такого рода спора (дискуссии), когда [1]

 

ложное и неправдоподобное представляется за истин­ное.

Сократ под диалектикой понимал искусство обнару­жения истины путем раскрытия и столкновения проти­воположных положений в мышлении собеседника. Пла­тон развил сократовское понимание «диалектики», под этим термином он понимал истинный метод ведения диа­лога, метод расчленения (анализа) и соединения (син­теза) понятий с целью познания области истинно су­щего — мира идей. Платон в диалогах «Парменид», «Протагор», «Софист» и других показал диалектиче­скую природу понятий.

Итак, понимание диалектики уже на протяжении ан­тичной философии менялось от наивной, но, по суще­ству, объективной диалектики Гераклита к отрицатель­ной диалектике элеатов, от нее к субъективно-волюн­таристской диалектике софистов, а отсюда к идеалисти­ческой диалектике понятий Сократа и Платона, являю­щейся отрицательной реакцией на диалектику софистов.

[1] В, И. Ленин. Полное собрание сочинений, т. 29, стр, 308,

Яндекс.Метрика