http://fano-vote.ru Что означает понятие «диалектика» в философии Аристотеля? | Бабочка

Что означает понятие «диалектика» в философии Аристотеля?

Аристотель в своих произведениях много раз употребляет понятие «диалектика». Было бы ошиб­кой думать, что аристотелевское понимание диалектики полностью совпадает с нашим ее пониманием, хотя и при таком сравнении она часто поражает нас как пред­восхищение современного понимания диалектики.

Если не считать Гераклита, давшего, как писал В. И. Ленин, «очень хорошее изложение начал диалек­тического материализма» 2, диалектику до Аристотеля знали главным образом как искусство диалога, спора, или, лучше сказать, понимали ее в смысле риторики. Действительно, у элеатов и софистов, а также после них диалектика понималась как теория особого вида прений, как орудие или искусство игры в вопросы и ответы, в смысле софистических опровержений ради оп­ровержений же, а не ради истины. Софистическая диа­лектика как искусство спрашивать и отвечать в основ­ном направлена на завоевание популярности с помощью приемов псевдомудрости. В. И. Ленин, характеризуя софистику в отличие от диалектики, говорил, что если диалектика есть гибкость понятий, примененная объек-

2 В. И. Ленин. Полное собрание сочинений, т. 29, стр. 311, 10

тивйо, то софистика есть гибкость понятий, применен­ная субъективно3. Таким образом понимаемая диалек­тика совпадает с эристикой — с искусством вести спор.

Против такого рода диалектики впоследствии стали бороться Платон и особенно Аристотель. Первоначаль­ная же критика логического и гносеологического аспек­тов элеатско-софистической диалектики принадлежит Сократу.~Он показал, что эта диалектика служила лишь искусством ведения дискуссии с помощью аргументов, замаскированных одной только внешней формальной правильностью, иными словами, имела своей целью до­стижение лишь кажущейся истины. Сам же Сократ в конечном счете тоже определяет диалектику как искус­ство спрашивать и отвечать — однако же с целью по­лучения не мнимой, как это было у софистов, а дей­ствительной истины.

Платон по примеру своего учителя Сократа тоже понимал диалектику как искусство спрашивать и отве­чать. Это понимание, связываемое с именем Сократа, находит свою исчерпывающую, можно сказать классиче­скую, иллюстрацию в знаменитых «Диалогах» Платона. Платон окончательно вводит в философию самое рас­пространенное в те времена понимание термина «диа­лектика». Однако Платон не ограничивается этим. Он видел в диалектике еще и метод соединения, разделе­ния и доказательства идей, и именно по этой линии, как известно, критиковал его Аристотель.

Аристотелевское же понимание диалектики, хотя и не совсем свободно от «традиционного» ее понимания (осо­бенно платоновского, в котором концентрировались ре­зультаты античной стихийной диалектики), все же силь­но отличается от него. Термин «диалектика» в филосо­фии Аристотеля прежде всего принял вполне оформлен­ный вчд. Притом — и это главное — в него вкладывается по существу новый смысл. В философии Аристотеля диалектика фигурирует уже не просто как искусство ведения беседы, дискуссии (кстати, такое искусство он не отрицает4), а как метод научных, и в первую оче-

  • См. там же, стр. 99.

4 В этом отношении особенно интересен ряд глав из книг «Топика» и «О софистических опровержениях», в известном смысле посвя­щенных научной разработке ведения дискуссий, а также обнару­жению ошибочной аргументации.

редь философских, исследований, имеющий целью Позна­ние основных и общих определений бытия и мышления. Диалектика, по Аристотелю, имеет дело с общими мо­ментами реального. Аристотель^ понимает диалектику как истинный метод построения философских и научных знаний, как единственный способ научного оформле­ния знаний, доставляемых нам ощущениями и мышле­нием.

Специально диалектике Аристотель посвящает свою «Топику», которая им также называется диалектикой. «Топика» является учением об «общих местах»[1] (от греческого xoirot — место) или же учением об об­щих точках зрения и положениях. Диалектика, по Ари­стотелю,— это наука, касающаяся общих положений научного исследования, в соответствии с которыми толь­ко и возможно как защищать, так и опровергать дан­ное, то или иное, определенное положение, причем та­кие «общие места», или общие положения, являются, с его точки зрения, правдоподобными, а не аподикти­ческими, или достоверными, истинами. Задача диалек­тики в том виде, как она изложена в «Топике», за­ключается в выработке такого метода, при помощи ко­торого истинные положения могут быть выведены из ве­роятных и правдоподобных знаний. Диалектика в ее аристотелевском понимании — это учение о том, с ка­ких общих положений следует вести научное исследо­вание в области вероятных и правдоподобных знаний, чтобы получить истину. Аристотель различает знание диалектическое — правдоподобное, вероятное, и знание аподиктическое — истинное. Диалектическое, по мнению Аристотеля, лежит на пути исследования истины. Следо­вательно, диалектика в понимании Аристотеля вращает­ся вокруг вероятных и невероятных, правдоподобных и неправдоподобных тезисов и выводимых из них за­ключений. Предмет аристотелевской «Топики» (диалек­тики) — добытые истины из вероятных и правдоподоб­ных знаний, в отличие от предмета его же «Аналитики», состоящего в получении аподиктического знания из ис­тинных и уже проверенных положений. Диалектическое определение сущности предметов и явлений объектив­ного мира позволяет Аристотелю выйти за пределы ве­

 

роятных и правдоподобных знаний и, таким образом, приблизиться к истине. Диалектическими он называет положения, которые выводят заключение из вероятного и содержат в себе противоположное. Следовательно, диа­лектика имеет место в сфере противоположных опре­делений и непосредственно занимается противоположно­стями [2].

[1] См. Аристотель. Риторика. СПб., 1894, стр. 14. 12

[2] См. Аристотель. Риторика, стр. 5.

Яндекс.Метрика