Что означает понятие «диалектика» в философии Аристотеля?
Аристотель в своих произведениях много раз употребляет понятие «диалектика». Было бы ошибкой думать, что аристотелевское понимание диалектики полностью совпадает с нашим ее пониманием, хотя и при таком сравнении она часто поражает нас как предвосхищение современного понимания диалектики.
Если не считать Гераклита, давшего, как писал В. И. Ленин, «очень хорошее изложение начал диалектического материализма» 2, диалектику до Аристотеля знали главным образом как искусство диалога, спора, или, лучше сказать, понимали ее в смысле риторики. Действительно, у элеатов и софистов, а также после них диалектика понималась как теория особого вида прений, как орудие или искусство игры в вопросы и ответы, в смысле софистических опровержений ради опровержений же, а не ради истины. Софистическая диалектика как искусство спрашивать и отвечать в основном направлена на завоевание популярности с помощью приемов псевдомудрости. В. И. Ленин, характеризуя софистику в отличие от диалектики, говорил, что если диалектика есть гибкость понятий, примененная объек-
2 В. И. Ленин. Полное собрание сочинений, т. 29, стр. 311, 10
тивйо, то софистика есть гибкость понятий, примененная субъективно3. Таким образом понимаемая диалектика совпадает с эристикой — с искусством вести спор.
Против такого рода диалектики впоследствии стали бороться Платон и особенно Аристотель. Первоначальная же критика логического и гносеологического аспектов элеатско-софистической диалектики принадлежит Сократу.~Он показал, что эта диалектика служила лишь искусством ведения дискуссии с помощью аргументов, замаскированных одной только внешней формальной правильностью, иными словами, имела своей целью достижение лишь кажущейся истины. Сам же Сократ в конечном счете тоже определяет диалектику как искусство спрашивать и отвечать — однако же с целью получения не мнимой, как это было у софистов, а действительной истины.
Платон по примеру своего учителя Сократа тоже понимал диалектику как искусство спрашивать и отвечать. Это понимание, связываемое с именем Сократа, находит свою исчерпывающую, можно сказать классическую, иллюстрацию в знаменитых «Диалогах» Платона. Платон окончательно вводит в философию самое распространенное в те времена понимание термина «диалектика». Однако Платон не ограничивается этим. Он видел в диалектике еще и метод соединения, разделения и доказательства идей, и именно по этой линии, как известно, критиковал его Аристотель.
Аристотелевское же понимание диалектики, хотя и не совсем свободно от «традиционного» ее понимания (особенно платоновского, в котором концентрировались результаты античной стихийной диалектики), все же сильно отличается от него. Термин «диалектика» в философии Аристотеля прежде всего принял вполне оформленный вчд. Притом — и это главное — в него вкладывается по существу новый смысл. В философии Аристотеля диалектика фигурирует уже не просто как искусство ведения беседы, дискуссии (кстати, такое искусство он не отрицает4), а как метод научных, и в первую оче-
- См. там же, стр. 99.
4 В этом отношении особенно интересен ряд глав из книг «Топика» и «О софистических опровержениях», в известном смысле посвященных научной разработке ведения дискуссий, а также обнаружению ошибочной аргументации.
редь философских, исследований, имеющий целью Познание основных и общих определений бытия и мышления. Диалектика, по Аристотелю, имеет дело с общими моментами реального. Аристотель^ понимает диалектику как истинный метод построения философских и научных знаний, как единственный способ научного оформления знаний, доставляемых нам ощущениями и мышлением.
Специально диалектике Аристотель посвящает свою «Топику», которая им также называется диалектикой. «Топика» является учением об «общих местах»[1] (от греческого xoirot — место) или же учением об общих точках зрения и положениях. Диалектика, по Аристотелю,— это наука, касающаяся общих положений научного исследования, в соответствии с которыми только и возможно как защищать, так и опровергать данное, то или иное, определенное положение, причем такие «общие места», или общие положения, являются, с его точки зрения, правдоподобными, а не аподиктическими, или достоверными, истинами. Задача диалектики в том виде, как она изложена в «Топике», заключается в выработке такого метода, при помощи которого истинные положения могут быть выведены из вероятных и правдоподобных знаний. Диалектика в ее аристотелевском понимании — это учение о том, с каких общих положений следует вести научное исследование в области вероятных и правдоподобных знаний, чтобы получить истину. Аристотель различает знание диалектическое — правдоподобное, вероятное, и знание аподиктическое — истинное. Диалектическое, по мнению Аристотеля, лежит на пути исследования истины. Следовательно, диалектика в понимании Аристотеля вращается вокруг вероятных и невероятных, правдоподобных и неправдоподобных тезисов и выводимых из них заключений. Предмет аристотелевской «Топики» (диалектики) — добытые истины из вероятных и правдоподобных знаний, в отличие от предмета его же «Аналитики», состоящего в получении аподиктического знания из истинных и уже проверенных положений. Диалектическое определение сущности предметов и явлений объективного мира позволяет Аристотелю выйти за пределы ве
роятных и правдоподобных знаний и, таким образом, приблизиться к истине. Диалектическими он называет положения, которые выводят заключение из вероятного и содержат в себе противоположное. Следовательно, диалектика имеет место в сфере противоположных определений и непосредственно занимается противоположностями [2].
[1] См. Аристотель. Риторика. СПб., 1894, стр. 14. 12
[2] См. Аристотель. Риторика, стр. 5.