Данное определение закона противоречия касается области онтологии

Данное определение закона противоречия касается области онтологии, однако закон противоречия имеет и гносеологическое значение: ‘«…Невозможно, чтобы про­тиворечащие утверждения были вместе истинными по от> ношению к одному и тому же <предмету>…» 3.

То же самое в более развернутом виде излагается в других местах. «Невозможно, чтобы одно и то же вме­сте было и не было присуще одному и тому же и в од­ном и том же смысле…»4.

В историко-философской литературе имеют место две крайние точки зрения на закон противоречия аристоте­левской логики. Первая придает ему абсолютное значе­ние; вторая же вообще отвергает его, как «несовме­стимый» с принципами диалектики и диалектическим по­нятием противоречия в частности. Обе эти точки зрения неверны — по причине своей крайней односторонности. Критикуя своих предшественников, Аристотель подчер­кивал, что мысль об истинности противоположностей по­явилась у некоторых философов под влиянием чувствен­но воспринимаемых предметов. По мнению Аристотеля, эти философы (Гераклит, Кратил, элеаты, софисты), ви­дя, что природа охвачена изменением и движением, умо­заключили, что истинного знания о вещах быть не мо­жет. Впоследствии на основе этого предположения воз­никла .крайняя точка зрения Кратила, о котором Ари­стотель писал, что он утверждал, что «не следует ниче­го говорить», и «только двигал пальцем и упрекал Ге­раклита за его слова, что нельзя войти в ту же самую реку два раза,— сам он думал, что этого нельзя сделать <даже> и один раз»5.

Яндекс.Метрика