Делаем уроки

Мы хотим, чтобы наши дети во всем были самыми-самыми. Самыми красивыми, самыми воспитанными, самыми умными… Тем более сейчас, когда такое большое значение придается понятию «успешность». Нынешние родители начинают обучать малыша читать, писать и говорить по-английски с самого раннего возраста. А как же иначе?

И вдруг они неожиданно понимают, что их чадо не то что усердно, а вообще как-то не очень стремится учиться. Наверняка каждый родитель хоть раз сталкивался с ситуацией, когда ребенок категорически отказывается выполнять домашнее задание или делает его со слезами и в истерике. Как быть? Заставлять? Угрожать? Наказывать? Или попросту не обращать внимания: не хочешь – не делай? Давайте разбираться.

ПРИЧИНЫ: НАЙТИ И ОБЕЗВРЕДИТЬ! Для начала следует понять: имеет ли место обычная лень либо причина посущественнее. Причин посущественнее может быть несколько.

1. НЕУВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ Как обнаружить. Она чаще всего возникает вследствие чрезмерной опеки над ребенком. Он слишком привык к тому, что родители все делают за него. И если вы делали за свое чадо уроки в первом и втором классах, то откуда у него возьмется желание делать их самостоятельно в третьем и четвертом? Еще хуже, если неуверенность порождена постоянной критикой действий малыша: «Нечего было и надеяться, что у тебя это получится», «Не умеешь – не берись», «Конечно же, ты один из всего класса не сумел это сделать» и т. п. Узнали себя? Знайте, что воспитываемый в такой атмосфере ребенок заведомо настраивается на неуспех. Послушайте, что он говорит, реагируя на свои неудачи. «Я неудачник, у меня ничего не получится, для меня это слишком сложно» – тревожный сигнал, предупреждающий о том, что ваше дитя не верит в свои силы. Такое же отношение будет у него и к учебе: зачем пытаться, если все равно ничего хорошего не получится?

Чем обезвредить. В первую очередь поработайте над собой. Пока вы не обуздаете опекунские порывы и не начнете контролировать свой язык, никакие педагогические приемы не помогут. Эта проблема требует серьезной совместной работы. Кстати, это поможет вам понять, насколько сложно ребенку перестроиться на новое отношение к своим дей ствиям, – попробуйте-ка удерживать себя от стремления помогать и критиковать. Если постоянно себя контролировать, к концу недели вы устанете так, как будто грузили вагоны. Что же тогда хотеть от ребенка? Постепенно, потихонечку уменьшайте количество помощи, возьмите за привычку думать о том, что говорите. Если уж словесный «воробей» вылетел, пошлите ему вдогонку ястреба – извинитесь перед своим малышом. А главное, давайте ему посильные поручения и как можно чаще хвалите.

2. СЛИШКОМ СЛОЖНО Как обнаружить. Нередки случаи, когда ребенок просто не в состоянии справиться с углубленной программой гимназии. Возможно, ему не под силу такая нагрузка вследствие возраста или каких-то психологических особенностей. В любом случае, если вам кажется, что ваши отношения с ребенком вполне дружественные и вы ведете себя правильно, прежде чем обвинять его в отсутствии усердия, сходите на прием к специалисту. С помощью специального тестирования он выяснит, подходит ли программа этой школы вашему малышу.

Чем обезвредить. Если ваши подозрения оправдались, выход только один: заставить замолчать свои родительские амбиции и перевести малыша в обычную школу. После, как правило, все проблемы исчезают. Нет чрезмерной нагрузки, ребенку становится легче учиться, он чувствует, что у него получается, и, как следствие, появляется интерес к учебе.

3. ОТСУТСТВИЕ СКЛОННОСТИ Как обнаружить. Понаблюдайте за тем, не вызывает ли у ребенка негатива лишь какой-нибудь один предмет. И если да, то вполне вероятно, что у него просто отсут ствует склонность к этому предмету. Ведь, как извест но, у кого-то из нас больше развиты математические способности, а у кого-то – языковые. Но у некоторых это незаметно, у других же – ярко выражено. Помочь разобраться также сможет психолог.

Чем обезвредить. Если окажется, что это ваш случай, не требуйте от ребенка слишком многого, пытаясь сделать из него математика при отсутствии склонности к точным наукам. Лучше развивайте то, что дано. Однако это не повод махнуть рукой на нелюбимый предмет. Не оставляйте ребенка с ним один на один, старайтесь по возможности помогать ему, объяснять непонятный материал.

4. НЕ НАШЛИ ОБЩЕГО ЯЗЫКА С УЧИТЕЛЕМ Как обнаружить. Эта ситуация встречается едва ли не чаще, чем отсутствие склонности к тому или иному предмету. Учитель своим поведением запросто может отбить у ребенка интерес не только к выполнению домашних заданий, но и к этой области науки в принципе. Поэтому, опять же, если успеваемость хромает по отдельным предметам, и особенно если этот предмет один, выясните в числе прочих, какие у ребенка отношения с учителем, как преподаватель реагирует на его ответы, и не ленитесь заглянуть в тетрадку на предмет изучения оценок и замечаний. Поговорите с мамами других учеников – возможно, это не только ваша проблема. Затем идите в школу и пообщайтесь с преподавателем – как правило, эта беседа помогает расставить все точки над «i».

Яндекс.Метрика