http://fano-vote.ru Диалектическое исследование | Бабочка

Диалектическое исследование

 

Диалектическое исследование — сфера полной и не­полной применимости закона исключенного третьего — дало Аристотелю возможность определить собственное отношение и к проблеме детерминизма. Без известного ограничения закона исключенного третьего применитель­но к будущим явлениям, по мнению философа, везде и во всем господствовала бы фатальная необходимость. По Аристотелю, утверждать применимость этого закона к будущему значило бы сказать, что ничто не проис­ходит случайно. Ои знал, что придание абсолютного зна­чения закону исключенного третьего приводило бы к признанию необходимости как фатальной неизбежности. «В таком случае,— пишет Ат. Жожа,— существует толь­ко категория необходимости; категории возможности и случайности исчезают» . Диалектически пользуясь ка­тегориями — необходимость, случайность, возможность и действительность, о которых подробнее речь пойдет впо­следствии, Аристотель очень удачно замечает: «…И если в явлениях нет случая, но все существует и возникает из необходимости, тогда не пришлось бы ни совещать­ся, ни действовать для того, чтобы, если поступить так, было -одно, а если иначе, то не было этого»20. Здесь у Аристотеля заключена ценная диалектическая идея об активном характере человеческой практической и теоретической деятельности. Он человеческому разуму и его активной деятельности в известном смысле под­чинял будущие явления.

Наконец, Аристотель умозаключает, что если закон исключенного третьего, согласно которому из двух про­тиворечащих положений одно необходимо истинно, а другое — ложно, применить к будущим явлениям, то та­кое применение приводит нас к «нелепым» результатам, противоречащим действительности. Следовательно, ни одно из взаимоисключающих положений, затрагиваю­щих будущие явления, по Аристотелю, не может счи­таться ни необходимо истинным, ни необходимо лож­ным, но вместе и истинным и ложным в смысле воз­можности. Поэтому Аристотель пишет: «Итак ясно, что не необходимо, чтобы из двух противоречащих сужде­ний, утверждения и отрицания, одно было

Ат. Жожа. Логические исследования, стр. 99. ** «Об истолковании» Аристотеля, стр. 32.

истинно, а другое ложно»[1]. Относительно такого диа­лектического заключения комментарии, как говорится, излишни.

[1]   Там же, стр. 34.

Яндекс.Метрика