Диалектическое рассмотрение составных компонентов

Диалектическое рассмотрение составных компонен­тов силлогизма (каковыми являются, как мы уже виде­ли, субъект, предикат, средний термин, копула, вывод) показывает, что силлогистическое движение логической мысли является научным способом получения истины. Логика для Аристотеля представляет собой науку об истине; силлогистическое же умозаключение — это науч­ное средство для того, чтобы из одной истины полу­чить другую, причем весь процесс силлогистического умозаключения является диалектическим процессом вы­ведения единичного из общего и, наоборот’, общего из единичного. Умозаключение является примером диалек­тического единства тождества и различия, единичного и общего, непосредственного и опосредованного, т. е. оно является единством противоположностей. Аристо­тель свою «Топику» и трактат «О софистических оп­ровержениях» специально посвятил главной проблеме — как освободить мышление от бессмысленного, чисто ло­гического софистического формализма.

Аристотель хорошо понимал, что силлогистическим построением можно пользоваться диалектически и не диалектически. Недиалектическое (или мнимодиалекти­

 

ческое, формальное) пользование конструкцией кате­горического силлогизма, по Аристотелю, приводит к’ка­жущейся, а не к действительной истине; диалектическое же использование этой конструкции дает научную ис­тину. Так, результат силлогистического умозаключе­ния— вывод не является пустым тавтологическим повто­рением посылок, если суждения силлогизма истинны и проверены на основе заранее установленных принципов диалектики. Результат силлогистического умозаключе­ния во многом зависит от диалектической проверки суждений,— а это значит: очень важно, как в сужде­нии диалектически подобраны противоположности — та­кие противоположности в суждении составляют в тож­дестве различие и в различии тождество. Короче гово­ря, основанием силлогистического умозаключения слу­жит диалектическое единство общего и единичного. В этой диалектике общего и единичного мы имеем мо­менты положительный и отрицательный — 1) единое есть общее, общее есть единое и 2) единое не есть об­щее, общее не есть единое.

Яндекс.Метрика