http://fano-vote.ru Диалектика, она же риторика | Бабочка

Диалектика, она же риторика

Диалектика, она же риторика, в руках софиста пре­вращается в ложный метод построения правдоподобных положений, из которых следует кажущееся правдоподоб­ное умозаключение. Аристотель же коренным образом отличает диалектику в собственном смысле слова как метод истинного мышления от диалектики софистиче­ской, которую он строго критикует и опровергает, как диалектику ложную и пустословную. Софист сознатель­но извращает диалектику, поэтому, по Аристотелю, «со­фистом называется человек по своим намерениям, а диалектиком — не по своим намерениям, а по своим спо­собностям» [1].

В связи с критикой Аристотелем диалектики древних как одного лишь искусства спора и с отождествлением 1ш в этом смысле диалектики и софистики может со­здаться впечатление, будто он диалектику сознательно недооценивает и ее принижает сравнительно с филосо­фией, даже и вовсе отрицает диалектику. Нечего и

 

гоеорйть о toM, что tanoe впечатление обманчиво. На са­мом деле Аристотель выступает не против диалектики в собственном смысле, но против диалектики, сводящей­ся к софистически бесплодным и пустословным спекуля­циям, с самого начала имеющей целью не действитель- ную, а мнимую, лишь только кажущуюся в качестве таковой истину. Софистически толкуемую диалектику Аристотель справедливо рассматривает как настоящее злоупотребление диалектикой, подвергает ее уничтожаю­щей критике и противопоставляет ей философию. Изве­стно, что против софистической диалектики Аристотель написал специальный трактат «О софистических опро­вержениях», представляющий систематическое изложе­ние софистических уловок и логических фокусов и бле­стящее опровержение псевдодиалектики, при помощи ко­торой софисты стремились создать обманчивую види­мость победы в споре.

Аристотель в своей диалектике ставит задачу оты­скать источник логических и гносеологических ошибок софистики, софистической диалектики. Он здесь опять демонстрирует методологическое значение своей диалек­тики, когда говорит, что диалектика, в отличие от ча­стных наук, где ошибки вскрываются самими этими на­уками, занята выработкой общеметодологических прие­мов, применяемых отдельными науками. Диалектик, по мнению Аристотеля, должен разоблачать сущность псевдодиалектики путем исследования логических основ неправильных умозаключений. В этой связи известный венгерский философ Шандор Пал справедливо замеча­ет, что «попытку Аристотеля растворить псевдозаклю­чение — сначала в отрицании, а затем в различии — мало назвать гениальной, ибо из них складывается действительный метод, когда Аристотель приступает к рассмотрению непосредственного разрешения отдельных форм умозаключений… следуя при этом диалектическо­му методу в еще более современной и развитой форме, чем в «Топике» . «Когда Аристотель утверждает,— продолжает там же Шандор Пал,— что «есть что-то и есть вообще что-то» — это не одно и то же, уже здесь содержится не только разделение, различение абсолютно-

Шандор Пал. О логике Аристотеля. Будапешт, 1961, стр. 122— 123. Курсив мой.— Д. Дж.

го и релятивного, нои их нераздельность, связь, взаимоза­висимость и переход друг в друга, т. е. их диалектичес­кий характер»[2].

[1]   Аристотель. Риторика, стр. 6.

[2]   Шандор Пал. О логике Аристотеля, стр. 123.

Яндекс.Метрика