Диалектика, по глубокому убеждению Аристотеля
Диалектика, по глубокому убеждению Аристотеля, будучи методом всякого научного исследования, имеет дело с общими положениями всех наук, и она — диалектика— «не делает человека сведущим в области какой-нибудь частной науки, потому что не касается какого-нибудь определенного предмета» и.
* Аристотелевский диалектический метод исследования не является в то же время чисто абстрактным — наоборот, он является содержательным и пригодным для всевозможных наук. В связи с этим К. Маркс писал, что «уже Аристотель глубокомысленно указал на поверхностность метода, который принимает за исходный пункт какой-нибудь абстрактный принцип, но не допускает самоотрицания этого принципа в высших формах» [1]. Основной целью своей диалектики Аристотель считает установление такого метода, при помощи которого можно было бы составлять силлогизмы для получения из правдоподобных и вероятных знаний знание достоверное и истинное. В этом аспекте силлогизм есть логико-диалектическое сочетание мыслей; входящие в силлогизм мысли могут быть или достоверными, или вероятными, или же ложными. Диалектика же, кроме того, занята обнаружением истинной основы бытия и мышления.
Задача диалектики, кроме того, заключается не в том, чтобы убеждать, а в том, чтобы «в каждом данном случае находить способы убеждения»[2]. Диалектика должна находить истинный метод исследования. Она — метод нахождения доказательства [3], но не всякого, а истинно научного доказательства.
Из всего того, что было сказано в связи с аристотелевским пониманием метода диалектического, становится очевидным, что именно побудило Аристотеля .написать книгу, посвященную основным общим положениям всех наук,— «Топику», а также «Риторику», в которой содержится много ценного для обоснования диалектики как науки о методе исследования. Этой основной цели — дать общие положения всех наук, на основе которых можно было бы вести научное исследование, или, что одно и то же, диалектическое доказательство,— в этих трудах служит разбор многочисленных отдельных методологических проблем, часто переплетающихся с «диалектикой» как искусством спора, в ее доаристо- телевском смысле, и имеющих риторическое значение. ‘К числу таких проблем относятся: роды умозаключения и значение силлогизмов, значение определения, проблема
тождества, различие, индукция, дедукция, род, вид, общее/ единичное и др. Вместе с тем «Топика» построена таким образом, что диалектика у Аристотеля остается в известном смысле данницей риторики — науки красноречия и искусства убеждать. В этом аспекте «Топика» приобретает также специальное значение — как руководство для спорящих. В ней даются методические советы и указания, как вести научные, философские, политические и другие дискуссии. Появление аристотелевской «Топики», надо полагать, в свое время имело важное значение. В самом деле, ведь известно, что в античности признанной формой философствования был диалог. Аристотелевская «Топика» явилась первым методическим пособием для ведения научного диалога; в этой области, по замечанию самого Аристотеля, до него не существовало ни одного исследования18. Поскольку Аристотель предметом дискуссии считал проблемы, требующие научной (а не софистически пустословной) деятельности ума 19, постольку «Топика» также написана против вульгаризаторов диалектики и искаженного ее применения. Попутно отметим, что аристотелевская методика ведения научного спора, излагаемая в его «Топике», имеет свое значение и по сей день.
[1] К. Маркс и Ф. Энгельс. Из ранних произведений. М., 1956, стр. 125.
[2] Аристотель. Риторика, стр. 6.
[3] См. там же, стр. 9.