http://fano-vote.ru Элементы диалектики в силлогистике и проблема логического синтеза | Бабочка

Элементы диалектики в силлогистике и проблема логического синтеза

 

Мы уже говорили, что диалектика, согласно Аристо­телю, имеет отношение ко всем областям действительно­сти, а . не только к какому-либо определенному классу предметов. В этом смысле диалектика сообщает метод исследования всем наукам. Но в таком общем виде он не может быть приложен ни к одному предмету в от­дельности, подобно тому, как общие принципы лечения должны быть конкретизированы применительно к каж­дому отдельному больному. Диалектика лишь тогда до­стигает цели, когда она логически аргументирована при­менительно к каждому определенному случаю *. Отсюда связь диалектики и логики. И действительно, Аристотель в своем логическом учении вообще и в «Аналитиках» в частности руководствуется двумя методами: аналити­ческим и диалектическим. Однако лишь аналитический метод, полагает философ, может вести знание к до кон­ца достоверным, аподиктическим результатам. Диалекти­ческий же метод, по мнению Аристотеля, очищает путь к истинным принципам путем диалектических поисков, рассуждений, сопоставлений, отклонений, отрицаний и утверждений.

С первого взгляда может создаться впечатление, что Аристотель как будто противопоставляет диалектику как знание правдоподобного, вероятного, исследуемому в «Аналитиках» знанию аподиктическому, достоверному, истинному. В действительности же в логике Аристотеля диалектика и аподиктика не противоречат, а взаимодо- полняют друг друга, так что логическое учение, изла­гаемое им в «Аналитиках», находится в тесной связи с его же диалектикой. Диалектика по сравнению с логи­ческим учением Аристотеля является не завершением, а логическим началом, ибо Аристотель логически шел от знания правдоподобного, вероятного (диалектического) к знанию достоверному, истинному (аподиктиче­скому) .

И действительно, взаимная связь диалектики и апо- диктики в логике Аристотеля очевидна, поскольку он считал, что из знания правдоподобного, вероятного, про­исходит знание аподиктическое. По мнению самого фило­софа,— как в чувственном восприятии уже содержит­ся возможность всеобщего, так и в вероятном знании в возможности имеется знание достоверное!, истиииое, апо­диктическое. В самом деле, основной целью своих логи­ческих исследований Аристотель считает создание тако­го метода, который позволил бы составлять силлогизмы для получения из правдоподобных знаний достоверные.

Яндекс.Метрика