Элементы диалектики в силлогистике и проблема логического синтеза
Мы уже говорили, что диалектика, согласно Аристотелю, имеет отношение ко всем областям действительности, а . не только к какому-либо определенному классу предметов. В этом смысле диалектика сообщает метод исследования всем наукам. Но в таком общем виде он не может быть приложен ни к одному предмету в отдельности, подобно тому, как общие принципы лечения должны быть конкретизированы применительно к каждому отдельному больному. Диалектика лишь тогда достигает цели, когда она логически аргументирована применительно к каждому определенному случаю *. Отсюда связь диалектики и логики. И действительно, Аристотель в своем логическом учении вообще и в «Аналитиках» в частности руководствуется двумя методами: аналитическим и диалектическим. Однако лишь аналитический метод, полагает философ, может вести знание к до конца достоверным, аподиктическим результатам. Диалектический же метод, по мнению Аристотеля, очищает путь к истинным принципам путем диалектических поисков, рассуждений, сопоставлений, отклонений, отрицаний и утверждений.
С первого взгляда может создаться впечатление, что Аристотель как будто противопоставляет диалектику как знание правдоподобного, вероятного, исследуемому в «Аналитиках» знанию аподиктическому, достоверному, истинному. В действительности же в логике Аристотеля диалектика и аподиктика не противоречат, а взаимодо- полняют друг друга, так что логическое учение, излагаемое им в «Аналитиках», находится в тесной связи с его же диалектикой. Диалектика по сравнению с логическим учением Аристотеля является не завершением, а логическим началом, ибо Аристотель логически шел от знания правдоподобного, вероятного (диалектического) к знанию достоверному, истинному (аподиктическому) .
И действительно, взаимная связь диалектики и апо- диктики в логике Аристотеля очевидна, поскольку он считал, что из знания правдоподобного, вероятного, происходит знание аподиктическое. По мнению самого философа,— как в чувственном восприятии уже содержится возможность всеобщего, так и в вероятном знании в возможности имеется знание достоверное!, истиииое, аподиктическое. В самом деле, основной целью своих логических исследований Аристотель считает создание такого метода, который позволил бы составлять силлогизмы для получения из правдоподобных знаний достоверные.