Элементы диалектики & законе тождества
Формы и законы логического мышления у Аристотеля — не пустые «оболочки», как это мы видим у Канта, а отражение объективной действительности.. Аристотелевские законы логического мышления, поскольку они являются законами, отражают устойчивую определенность предметов объективной действительности. Законы логического мышления, открытые Аристотелем на основании изучения явлений в процессе познания, сыграли важную роль в истории науки и философии. Характеризуя важность изучения законов мышления, Энгельс указывает, что единственным содержанием мышления являются законы природы и законы мышления60.
В. И. Ленин в своих «Философских тетрадях» пишет о том же: ‘«Логика есть учение не о внешних формах мышления, а о законах развития „всех материальных, природных и духовных вещей”, т. е. развития всего конкретного содержания мира и познания его, т. е. итог, сумма, вывод истории познания мира»61.
4У А. С. Ахманов. Логическое учение Аристотеля. М., I960, стр. 113. Курсив мой.— Д. Дж.
- См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т. 20, стр. 34.
- В. И. Ленин. Полное собрание сочинений, т. 29, стр. 84.
Традиционная классическая логика основывается на трех основных принципах, законах логического мышления, разработанных и сформулированных Аристотелем. Это — закон тождества, закон противоречия и закон исключенного третьего.
Какие имеются в этих логических законах элементы диалектики? Конечно, диалектики в том смысле, как мы ее находим в «Логике» Гегеля или в философии марксизма-ленинизма, у Аристотеля мы не найдем; однако диалектика, о которой говорят классики марксизма применительно к древнегреческой философии, в высшей степени свойственна философии Аристотеля в целом и его логике в частности.
Закон тождества в аристотелевской логике выступает как всеобщий закон мышления и бытия. По Аристотелю, этот закон абсолютен, принимается без доказательств как основа всякого мышления. Против метафизического истолкования закона тождества следует подчеркнуть то, что он — не только «естественноисторическое описание» мыслительной деятельности человека, как это думал Гегель, но и логическое отражение объективной действительности, объективной истины.
Закон тождества Аристотелем формулируется в «Первой аналитике» так: «…Все истинное должно во всех отношениях быть согласно с самим собой» *, т. е. согласно этому закону все тождественно самому себе — А = А. Этот закон утверждает, что предметы материальной действительности самим себе тождественны.
Закон тождества аристотелевской логики в результате метафизического его извращения часто являлся предметом спора. В частности, Гегель, правильно, но явно односторонне критикуя закон тождества, говорил, что этот закон не является истинным законом мышления, а только законом абстрактного рассудка. Согласно Гегелю аристотелевское тождество является абстрактным, стало быть, односторонним, неполным, которому противостоит тождество конкретное, называемое Гегелем истинным тождеством.
- Аристотель. Аналитики первая и вторая. Перевод с греческого (Б. А. Фохта]. М., 1952, стр. 91. [1]
Мы не будем вдаваться в подробности гегелевской критики закона тождества, однако заметим, что критика Гегелем законов классической логики вообще, в известном смысле хотя и справедливая, страдает в то же время односторонностью, метафизическим подходом. Между тем своей диалектической разработкой закона тождества Гегель во многом обязан именно Аристотелю, и в этом отношении давшему много ценного.
В чем же состоит действительный смысл закона тождества? Этот закон имеет одинаковое значение и для бытия и для мышления, т. е. в соответствии с ним не только предметы действительности тождественны сами себе, но таковыми должны быть соответствующие им понятия. Следовательно, тождество — это категория и мышления и бытия. Говоря о роли закона тождества, К. С. Бакрадзе писал: «Тождественность содержания, смысла понятий в процессе познания, оперирование определенными, недвусмысленными понятиями, свободными от неясности, сбивчивости, бессвязности, которые часто вызывают подмену понятия,— вот в чем заключается смысл закона тождества» 2. Действительно, закон тождества в сформулированном Аристотелем виде гарантирует определенность и однозначность смысла предложения, суждения, понятия, категорий. Поэтому научные понятия и категории, как и научное мышление вообще, как таковые, мыслимы лишь благодаря закону тождества.
[1] Д. В. Джохадзе