http://fano-vote.ru Элементы диалектики & законе тождества | Бабочка

Элементы диалектики & законе тождества

Формы и законы логического мышления у Аристоте­ля — не пустые «оболочки», как это мы видим у Канта, а отражение объективной действительности.. Аристотелев­ские законы логического мышления, поскольку они явля­ются законами, отражают устойчивую определенность предметов объективной действительности. Законы логиче­ского мышления, открытые Аристотелем на основании из­учения явлений в процессе познания, сыграли важную роль в истории науки и философии. Характеризуя важ­ность изучения законов мышления, Энгельс указывает, что единственным содержанием мышления являются за­коны природы и законы мышления60.

В. И. Ленин в своих «Философских тетрадях» пишет о том же: ‘«Логика есть учение не о внешних формах мышления, а о законах развития „всех материальных, природных и духовных вещей”, т. е. развития всего кон­кретного содержания мира и познания его, т. е. итог, сумма, вывод истории познания мира»61.

А. С. Ахманов. Логическое учение Аристотеля. М., I960, стр. 113. Курсив мой.— Д. Дж.

  • См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т. 20, стр. 34.
  • В. И. Ленин. Полное собрание сочинений, т. 29, стр. 84.

 

 

Традиционная классическая логика основывается на трех основных принципах, законах логического мышле­ния, разработанных и сформулированных Аристотелем. Это — закон тождества, закон противоречия и закон ис­ключенного третьего.

Какие имеются в этих логических законах элементы диалектики? Конечно, диалектики в том смысле, как мы ее находим в «Логике» Гегеля или в философии марк­сизма-ленинизма, у Аристотеля мы не найдем; однако диалектика, о которой говорят классики марксизма при­менительно к древнегреческой философии, в высшей сте­пени свойственна философии Аристотеля в целом и его логике в частности.

Закон тождества в аристотелевской логике выступает как всеобщий закон мышления и бытия. По Аристотелю, этот закон абсолютен, принимается без доказательств как основа всякого мышления. Против метафизического ис­толкования закона тождества следует подчеркнуть то, что он — не только «естественноисторическое описание» мы­слительной деятельности человека, как это думал Гегель, но и логическое отражение объективной действительно­сти, объективной истины.

Закон тождества Аристотелем формулируется в «Пер­вой аналитике» так: «…Все истинное должно во всех от­ношениях быть согласно с самим собой» *, т. е. согласно этому закону все тождественно самому себе — А = А. Этот закон утверждает, что предметы материальной дей­ствительности самим себе тождественны.

Закон тождества аристотелевской логики в результате метафизического его извращения часто являлся предме­том спора. В частности, Гегель, правильно, но явно од­носторонне критикуя закон тождества, говорил, что этот закон не является истинным законом мышления, а толь­ко законом абстрактного рассудка. Согласно Гегелю ари­стотелевское тождество является абстрактным, стало быть, односторонним, неполным, которому противостоит тождество конкретное, называемое Гегелем истинным тождеством.

  • Аристотель. Аналитики первая и вторая. Перевод с греческого (Б. А. Фохта]. М., 1952, стр. 91. [1]

 

Мы не будем вдаваться в подробности гегелевской кри­тики закона тождества, однако заметим, что критика Ге­гелем законов классической логики вообще, в известном смысле хотя и справедливая, страдает в то же время од­носторонностью, метафизическим подходом. Между тем своей диалектической разработкой закона тождества Ге­гель во многом обязан именно Аристотелю, и в этом от­ношении давшему много ценного.

В чем же состоит действительный смысл закона тож­дества? Этот закон имеет одинаковое значение и для бы­тия и для мышления, т. е. в соответствии с ним не толь­ко предметы действительности тождественны сами себе, но таковыми должны быть соответствующие им понятия. Следовательно, тождество — это категория и мышления и бытия. Говоря о роли закона тождества, К. С. Бакрадзе писал: «Тождественность содержания, смысла понятий в процессе познания, оперирование определенными, недву­смысленными понятиями, свободными от неясности, сбив­чивости, бессвязности, которые часто вызывают подмену понятия,— вот в чем заключается смысл закона тождест­ва» 2. Действительно, закон тождества в сформулирован­ном Аристотелем виде гарантирует определенность и од­нозначность смысла предложения, суждения, понятия, ка­тегорий. Поэтому научные понятия и категории, как и научное мышление вообще, как таковые, мыслимы лишь благодаря закону тождества.

[1]    Д. В. Джохадзе

Яндекс.Метрика