Если хозяйственных интересов нет
Если хозяйственных интересов нет, то такая реформа остается достоянием узкого круга таких интеллектуалов. Вот Платон. У него слишком смелые идеи, учение о «мире идей» и «мире вещей», учение об эросе и целый ряд других интересных и смелых учений, принадлежавших лично ему. Но никакой религии не создалось из учений Платона, потому что это был узкий круг интеллектуалов, которые его понимали. Конечно, он тоже был, в конечном счете, аристократом, но прямой связи не было у его учений с хозяйственной жизнью народа и его учения остались достоянием только людей, живущих умственной жизнью. Другое дело — учение Зороастра. Он сразу на свою сторону привлек народные массы. Иначе не могло быть. Но основная часть скифских племен не приобщилась к Зороастру, а все другие иранские племена приобщились к его учению. Когда мы читаем древнеперсидские надписи, мы видим, что со времен Артаксеркса II цари поклонялись не только Аху- рамазде, но уже и Митре, Анахите, а это уже пережитки языческого Ирана. Конечно, такого идейно-чистого зороастризма не было во всем Иране. Он как-то находил modus vivendi с ранее существовавшим языческим культом, но все-таки весь Иран вплоть до сасанидской эпохи в основном был зороа- стрийским, а что произошло в VII в. в конце династии Сасанидов? В Аравии возник ислам. В таком религиозном фанатизме арабы устремились в другие страны, проповедуя новую религию, причем огнем и мечом. В результате же вооруженной борьбы, которую они его называли газават, были приобщены огромные территории к исламу, причем в одних случаях они ассимилировали эти народы и в языковом и в религиозном отношении. Так обстояло дело в Северной Африке — Египте, Тунисе, Ливии, Марокко. Там народы были ассимилированы и в языковом и в религиозном отношении полностью. Но в Тунисе и Алжире остались какие-то местные племена, которые сохранили след старых языков. Но в основном это уже были арабы. В других странах им удалось навязать не язык, а религию — как в Персии, в Северной Индии (Пакистан), племена в Средней Азии. В этих странах народы остались со своим языком. Даже Турция приняла ислам. И вот тогда-то Сасанидская династия была свергнута, и вся Персия вошла в один из арабских халифатов, приняла ислам. Но зороастризм не исчез полностью. Отдельные общины оставались в разных уголках: в Кармании, в провинции Керман, и в др. провинциях. Там и до наших дней существуют зороастрийские общины. Они продолжают [отправлять] богослужение, хранят эти [зороастрийские] рукописи, но значительная часть их перешла в Южную Индию, спасаясь от ислама, — в провинцию Гуджарат. В основном в городе Бомбее они создали сильную зороа- стрийскую религию. Там-то Анкетиль-Дюперрон и нашел текст Авесты и с помощью местных этих «ученых» зороастрийцев перевел тексты.
Такова была печальная судьба зороастризма в VII в. н. э.
Когда мы приступим к чтению текстов, перед нами будет целый ряд задач. Разбор текста включает целый ряд аспектов. Отдельные исследователи могут разбирать их по отдельности. Но правильнее будет такое изучение, когда все аспекты одновременно остаются в поле зрения исследователя. Какие это аспекты?