Исходя из самого содержания логики Аристотеля

Исходя из самого содержания логики Аристотеля и многочисленных отзывов о ней классиков марксизма- ленинизма, можно с уверенностью сказать, что если правомерно ставить вопрос об исторических и теоре­тических корнях диалектической логики, то их следует искать еще в логике Аристотеля. Поэтому, поскольку ло­гика Аристотеля трактует не только о формах логичес­кого мышления, но и об их содержании и предмет­ности, и поскольку, далее, Аристотель в своих логи­ческих изысканиях широко обсуждает важнейшую проблему теории познания — проблему истины — то ло­гика Аристотеля тем самым становится теорией позна­ния. Поскольку же логические формы и законы, как это не раз отмечали классики марксизма-ленинизма, являются «существеннейшими» формами диалектическо­го мышления, то логика Аристотеля должна быть при­знана лучшим, наиболее ярким и убедительнейшим при­мером той диалектики, которая «классиками марксизма- ленинизма обычно именуется «античной диалектикой». В. Ф. Асмус прослеживает момент единства логики, тео­рии познания и диалектики в философии Аристотеля. Так, по словам В. Ф. Асмуса, «первая часть теории познания Аристотеля — «диалектика» ведет в своих ре­зультатах главным образом к критическому очищению знания от ошибочных утверждений… Вторая часть теории познания, совпадающая с логикой, выясняет ус­ловия, исследует методы уже не вероятного только, а достоверного знания»42. В пользу представления о единстве логики и теории познания в философии Аристотеля высказывается и Д. П. Горский, когда он пишет: «Логика возникла и развивалась в лоне фило­софии и рассматривалась как часть теории познания. Вполне естественно поэтому, что она была ареной оже­сточенной борьбы между материализмом и идеа­лизмом» 43.

  • Там же.
  • К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т. 20, стр. 19.
  • В. Ф. Асмус. История античной философии. М., 1965, стр. 245. Кур­сив мой.— Д. Дж.
  • Д. П. Горский. Логика. М, 1958, стр. 20.

4*     99

 

Продолжая диалектическую характеристику аристо­телевской силлогистики, на наш взгляд, важно просле­дить момент диалектики в трактовке категорий индук­ции и дедукции, которой мы коснулись в предыдущей главе — в связи с категориями анализа и синтеза. Кстати, рассмотрение элементов диалектики в понима­нии Аристотелем индукции и дедукции еще больше уг­лубит мысль о значении силлогистики Аристотеля как способа получения не тавтологического, а нового зна­ния.

Яндекс.Метрика