Классики марксизма-ленинизма
Классики марксизма-ленинизма не раз отмечали материалистическую и диалектическую направленность древнегреческой философии в целом и философии Аристотеля в особенности. «Древнегреческие философы были все прирожденными, стихийными диалектиками, и Аристотель, самая универсальная голова среди них, уже исследовал существеннейшие формы диалектического мышления» *.
Древнегреческая философия — это не только наивный, стихийный материализм, но и первоначальная диалектика. В этом отношении особенно выделяется Аристотель. «…Что же касается диалектики, то до сих пор она была исследована более или менее точным образом лишь двумя мыслителями: Аристотелем и Гегелем»2.
- К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т. 20, стр. 19.
- Там же, стр. 367,
Правомерен вопрос: что давало возможность классикам марксизма-ленинизма в своих многочисленных высказываниях ставить Аристотеля как диалектика рядом с Гегелем? Обоснование античной диалектики в смысле более или менее ее систематического исследования связано с именем Аристотеля. Он первый- из античных философов старается перейти порог «естественного» и «стихийного» подхода к философским проблемам, обнаруживает диалектический подход к их рассмотрению. Конечно, диалектика у Аристотеля еще не превращается в универсальный метод исследования, однако он дал множество блестящих примеров ее сознательного применения. Он придавал большое значение предшествовавшей ему философии, положил начало диалектическому осмыслению наследия прошлого. В этом отношении уместно привести одно из многочисленных мест, где он выступает как диалектик: «Каждый говорит относительно природы что-нибудь и поодиночке, правда, ничего не добавляет для установления истины, или мало, но, когда все это собирается вместе, получается заметная величина» [1]. Плодотворная миссия Аристотеля заключалась в критической переработке и освоении всей предшествующей философии.
Аристотель первый из древних философов выразил глубокое убеждение в том, что невозможно развитие философии без изучения прошлой культуры. Отсюда ясно, почему каждое его сочинение начинается с критического разбора философских теорий его предшествен- ников. Достижение истины, по мысли Аристотеля, не есть продукт чисто индивидуального творчества, ни один мыслитель не в состоянии овладеть ею, но каждый, стремящийся к ней, не терпит также полной неудачи.
Диалектический метод, как он его понимал, Аристотель применил более или менее сознательным образом во всех областях знаний, и тем самым сообщил сильный толчок развитию диалектики как науки. Именно диалектический метод исследования позволил Аристотелю обобщить накопленные предшественниками знания, всесторонне их развить и рассмотреть под углом зрения понятия — их понятийного значения. Совершенно
справедливо замечает Гегель, что аристотелевская философия охватывает «весь круг человеческих представлений», «ум Аристотеля проник во все стороны и области реального универсума и подчинил понятию их разбросанное богатое многообразие»[2]. В результате диалектического осмысления исторического материала всей античной философии Аристотель дал единую систему философии и науки. Сколько-нибудь цельной диалектической системы знаний не создал никто до Аристотеля. Представители доаристотелевского диалектического мышления, хотя и объясняли мир остроумными диалектическими догадками, высоко оцененными классиками марксизма-ленинизма, были далеки, однако, от создания глубоко обоснованных диалектических систем. Аристотель, как нам представляется, внес в историю диалектики известный сознательный элемент. Говоря о том, что Аристотель есть «Александр Македонский греческой философии»[3], К. Маркс безусловно имел в виду и то, что Аристотель — Александр Македонский также и древнегреческой диалектики. На всем протяжении его философских исследований диалектика неуклонно стоит в центре его внимания. Без диалектического способа мышления Аристотель не смог бы обобщить накопленный античностью материал. Диалектика — это единственный способ, который позволил Аристотелю тесно связать воедино знание, доставляемое нам ощущениями и мышлением. Достоверное начало познания он видит в опыте впоследствии диалектически обрабатываемом мышлением. Метод познания действительности для него состоит в том, чтобы начать с чувственных данных, а потом путем диалектического размышления подняться до понятийного и категориального способа мышления.
Диалектика в философии Аристотеля обнимает не только мир чистого разума, как мы это видим у Платона, но все отрасли знания, бытие и мышление. Зародившись в недрах первых философских систем, в философии Аристотеля диалектика развилась и приняла широкий характер применения. Аристотель впервые включил диалектику в число важнейших проблем философии. Он хорошо усвоил достижения античной диалек-
тики и довел ее до возможного логического завершения. Несмотря на мощную струю гераклитовской диалектики, а также платоновского диалектического метода, основанного на расчленении и соединении понятий, доари- стотелевская диалектика, как замечает. Ф. Энгельс6, стояла еще на низком, стихийном уровне. Аристотель же придал диалектике бол*е высокое положение, показал, что она является существенно необходимой для истинно мыслящего человека. Историческая заслуга Аристотеля заключалась в анализе, критической переработке и освоении античного диалектического наследства. Аристотелевская диалектика — это продукт обобщения данных древнегреческой науки, плод наблюдения и изучения жизни, результат научной обработки многочисленных фактов, доставленных как чувственным, так и интуитивным путем. Диалектика в философии Аристотеля, хотя, разумеется, и не свободная от элемента стихийности и наивного применения, в целом не была случайной, как это наблюдается у некоторых его предшественников, а является результатом научного осознания объективной действительности. Поэтому в своих произведениях Аристотель пришел к мысли, что все человеческое знание образует единую диалектическую систему. Он действительно построил первую для того времени и грандиозную по своим масштабам систему знания, до сих пор поражающую наше воображение. «Глубокомыслие Аристотеля,— писал К. Маркс,— самым удивительным образом вскрывает наиболее тонкие умозрительные проблемы. Он своего рода искатель кладов. Где бы ни пробивался под кустарником в ущелье живой источник, всюду на него безошибочно направлен волшебный жезл Аристотеля» 7.
Аристотелевская диалектика, конечно, не содержит в себе указаний на общие законы движения и развития природы, общества и мышления, как это понимает диалектический материализм; однако в этом направлении Аристотель дал много ценного и интересного. Какими бы идеалистическими ни представлялись некоторые положения его философии, в целом матералисти- [4]
ческая и диалектическая направленность его мышления очевидна. Вот почему ни один из последующих философов не мог игнорировать выдвинутые Аристотелем диалектические положения. К. Маркс и Ф. Энгельс, называя Аристотеля исполином мысли, часто отмечали историческое значение его диалектики. В. И. Ленин, касаясь истории человеческого мышленя, диалектике Аристотеля отводит особое место.
[1] Аристотель. Метафизика. Перевод и примечания А. В. Кубицкого. М.— Л., 1934, стр. 39, левая колонка.
[2] Гегель. Сочинения, т. X. М., 1932,, стр. 224. Курсив мой.— Д. Дж.
[3] /С. Маркс и Ф. Энгельс, Из ранних произведений. Мм 1956, стр. 27.
[4] См. К- Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т. 20, стр. 19.