Лингвистический аспект

  1. Лингвистический аспект. Когда мы будем читать тексты, мы постоян­но будем выяснять, какими морфологическими, синтаксическими, а также диалектными особенностями обладает язык.
  2. Филологический аспект. Тексты Авесты самых разнообразных жан­ров. Евангелие, например, заключает один жанр, это жанр — описание жизни

 

Христа с проповедями, т. е. общая канва — жизнеописание Христа. Ригведа тоже разнообразна, но эти, в основном гимны, построены по одному и тому же образцу. Причем, это обращение к богам Индре или Варуне. В этом об­ращении дается определенная характеристика, из которой видно, чем ведает этот бог. Если Индра — то военные, племена боевые моменты подчеркивают­ся, если Агни — то благодетельная сила огня. Но общее построение примерно одинаковое. Дается общая характеристика бога и затем следуют всевозмож­ные обращения с просьбами, чтобы он чем-нибудь помог молящемуся, а мо­лящийся в свою очередь обещает принести жертву. Так же как и сейчас у нас: «ты мне — я тебе». Так построены отношения между людьми и богами.

Авеста более пестрая по жанру, там есть тексты мифологические, которые напоминают те самые ведийские, т.е. которые содержат обращение к богам, характеристику этим богам и чего просящий хочет получить от бога.

Мифологическая часть сосредоточена в Яштах — гимнах отдельным бо­гам (Яшт Земле, Яшт Солнцу, Яшт богу Вайу). В эти гимны вкраплены тек­сты иного жанра.

Ясна. Ясна и яшт происходят от одного индоевропейского корня, (индои- ран.) *yqj ‘приносить жертву’: авест.yasta — причастие прошедшего времени; авест. yasna-, санск. yajna — образовано с помощью форманта -па. По смыслу Ясна — тоже жертвенные тексты, но более разнообразного характера. Они редко бывают [посвящены] индивидуально отдельному богу, это скорее та­кие общие формулы богослужебные, литургические.

Затем есть большой раздел — Вйдевдат — авест. vl-daeva-data — ‘закон против дэвов’. Дэвы были теми врагами, против которых были направлены канонические молитвы. Вйдевдат — ритуальные тексты, они поучают, как надо правоверному зороастрийцу в разных случаях жизни вести себя. При­чем, очень много там внимания уделяется тому, чтобы не осквернить стихию воды, стихию земли и стихию огня. Целый раздел посвящается этому, но полного единства и в Видевдате нет.

Яндекс.Метрика