Наконец, самое важное для диалектического осмысление
Наконец, самое важное для диалектического осмысления закона исключенного третьего — это диалектические моменты закона исключенного третьего, выявляемые при его применении к будущим явлениям, которые могут случиться и могут не случиться. В трактате «Об истолковании» (гл. 9) и в «Первой Аналитике» (кн. I, гл. 3,13 и 17) Аристотель, по сути дела, продолжает излагать свой закон исключенного третьего и дает его более углубленную трактовку, которая убеждает нас в том, что аристотелевские законы логического мышления вообще и закон исключенного третьего в частности характеризуются не только чисто формальными сторонами, связанными с человеческой мыслительной деятельностью, но также и диалектическим содержанием, отражающим определенные свойства, моменты объективной действительности.
В трактате «Об истолковании» Аристотель дает на первый взгляд незначительное, но, по сути дела, новое и очень важное уточнение закона исключенного третьего, сообщающее ему определенно диалектический оттенок. Аристотель пишет: «Относительно существующего или становящегося утверждение и отрицание по необходимости должны быть или истинными, или ложнымц. Точно так же и относительно общего, поскольку оно обще, одно должно быть всегда истинным, а другое ложным, и относительно единичного, как это сказано; но это не необходимо относительно общего, если оно не высказано вообще, и об этом говорено. Но не так обстоит дело относительно единичного и будущего»13.
69
Подчеркнутое нами предложение — существенное дополнение, доказывающее диалектический подход Аристотеля к проблемам, связанным с будущим,— с употреблением категорий необходимости, случайности, возможности. Как исключение бывают случаи (дело идет о будущих событиях), когда закон исключенного третьего не обязательно ведет к одному из противоположных определений— истине или лжи, поэтому вопрос об истине, когда речь идет о будущих явлениях, остается проблематичным.
Как пример диалектического характера закона исключенного третьего в его применении к будущим явлениям Аристотелем приводится следующее рассуждение: «Всему необходимо быть или не быть, и становиться или не становиться; однако нельзя утверждать, разделяя, что только одно из двух необходимо. Например, необходимо, чтобы завтра было морское сражение, или чтобы его не было, но быть завтра морскому сражению не необходимо, как не необходимо ему и не быть, необходимо только, чтобы оно произошло или не произошло» [1]. Здесь, так же как и в главе 9-й в целом, дается пример некоторого ограничения логического принципа исключенного третьего — в пользу диалектического его осмысления. Предложению «Завтра может быть морское сражение» противопоставляется его отрицание, но не по принципу закона противоречия, категорически исключающего возможность существования взаимоисключающих положений «в одно и то же время в одном и том же отношении» (в данном случае — «Завтра может не быть морского сражения»), а по принципу исключенного третьего, согласно которому считается несовместимым и недопустимым третье.
[1] «Об истолковании» Аристотеля, стр. 34. Курсив мой.—Д. Дж.