Наконец, самое важное для диалектического осмысление

Наконец, самое важное для диалектического осмыс­ления закона исключенного третьего — это диалектиче­ские моменты закона исключенного третьего, выявляе­мые при его применении к будущим явлениям, которые могут случиться и могут не случиться. В трактате «Об истолковании» (гл. 9) и в «Первой Аналитике» (кн. I, гл. 3,13 и 17) Аристотель, по сути дела, продолжает излагать свой закон исключенного третьего и дает его более углубленную трактовку, которая убеждает нас в том, что аристотелевские законы логического мышления вообще и закон исключенного третьего в частности ха­рактеризуются не только чисто формальными сторонами, связанными с человеческой мыслительной деятельностью, но также и диалектическим содержанием, отражающим определенные свойства, моменты объективной действи­тельности.

В трактате «Об истолковании» Аристотель дает на первый взгляд незначительное, но, по сути дела, новое и очень важное уточнение закона исключенного третье­го, сообщающее ему определенно диалектический отте­нок. Аристотель пишет: «Относительно существующего или становящегося утверждение и отрицание по необхо­димости должны быть или истинными, или ложнымц. Точно так же и относительно общего, поскольку оно обще, одно должно быть всегда истинным, а другое ложным, и относительно единичного, как это сказано; но это не необходимо относительно общего, если оно не высказано вообще, и об этом говорено. Но не так обстоит дело относительно единичного и будущего»13.

69

 

 

 

Подчеркнутое нами предложение — существенное допол­нение, доказывающее диалектический подход Аристоте­ля к проблемам, связанным с будущим,— с употребле­нием категорий необходимости, случайности, возможно­сти. Как исключение бывают случаи (дело идет о буду­щих событиях), когда закон исключенного третьего не обязательно ведет к одному из противоположных опре­делений— истине или лжи, поэтому вопрос об истине, когда речь идет о будущих явлениях, остается пробле­матичным.

Как пример диалектического характера закона ис­ключенного третьего в его применении к будущим яв­лениям Аристотелем приводится следующее рассуждение: «Всему необходимо быть или не быть, и становиться или не становиться; однако нельзя утверждать, разделяя, что только одно из двух необходимо. Например, необхо­димо, чтобы завтра было морское сражение, или чтобы его не было, но быть завтра морскому сражению не необходимо, как не необходимо ему и не быть, необ­ходимо только, чтобы оно произошло или не произош­ло» [1]. Здесь, так же как и в главе 9-й в целом, дает­ся пример некоторого ограничения логического принципа исключенного третьего — в пользу диалектического его осмысления. Предложению «Завтра может быть морское сражение» противопоставляется его отрицание, но не по принципу закона противоречия, категорически исключаю­щего возможность существования взаимоисключающих положений «в одно и то же время в одном и том же отношении» (в данном случае — «Завтра может не быть морского сражения»), а по принципу исключенного тре­тьего, согласно которому считается несовместимым и недопустимым третье.

[1] «Об истолковании» Аристотеля, стр. 34. Курсив мой.—Д. Дж.

Яндекс.Метрика