http://fano-vote.ru «Правдоподобное,— писал Аристотель | Бабочка

«Правдоподобное,— писал Аристотель

«Правдоподобное,— писал Аристотель,— есть нечто такое, что бывает ие всегда, ио по большей части»[1]. Из -числа вероятных и правдоподобных положений одни имеют характер необходимости, другие — случайности. Таким образом, диалектика действует в области слу­чайного и необходимого, чтобы привести к достоверно­сти истинность этих моментов (случайных и необходи­мых). «Вероятно то, что случается по большей части, ио ие просто то, что случается, ио то, что может слу­читься и иначе; оио так относительно к тому, по от­ношению к чему оио вероятно, как общее к частному»[2]. Что же касается общих точек зрения, то они общи для всех явлений реального и логического, даже если эти предметы совершенно отличны друг от друга по природе.

Правда, «Топика» — книга, специально посвященная диалектике, однако ею далеко ие исчерпывается круг проблем аристотелевской диалектики, в целом. Эта книга хронологически предшествует «Аналитикам». В «Топике» Аристотель излагает правила диалектики как науки рассуждать о проблеме за и против. Во вся­ком научном рассуждении, по Аристотелю, существуют общие положения, иа основе которых следует вести ис­следование.

Аристотель своей диалектике, конечно, ие придавал значения универсального диалектического метода, кста­ти, таковой диалектика стала лишь в философии марк­сизма-ленинизма, однако ои впервые сознательно рас­сматривал диалектику как метод научного и философ­ского исследования. Ряд высказываний философа сви­детельствует о том, что диалектику он рассматривал не только как метод исследования в области вероят­ных и правдоподобных знаний, но и как метод иссле­дования общих принципов всех наук. Важно подчерк­нуть то, что диалектика, согласно Аристотелю,— это та­кая наука, которая не касается какого-нибудь отдель­ного класса предметов, а имеет отношение ко всем областям [3] [4].

К частной науке, по Аристотелю, относятся умоза­ключения, которые выведены из посылок, относящихся к данной науке. Например, как правильно замечает Аристотель, из положения физики нельзя вывеети за­ключения по этике или какой-либо другой науке. Диа­лектика же, по мнению философа, имеет дело с таки­ми общими положениями, которые одинаково действи­тельны для всех наук п. Как видно, Аристотель недву­смысленно говорит о диалектике как о методе философского и научного исследования. Первую книгу своей «Топики» Аристотель начинает с прямого указа­ния на это. Цель настоящего исследования, пишет Ари­стотель, заключается в нахождении метода, при помощи которого можно было бы делать заключения из веро­ятных и правдоподобных положений, защищать соб­ственные положения таким образом, чтобы не впасть в противоречие[5]. Замечательна мысль Аристотеля о том, что диалектика исследует принципы всех наук. Так как диалектика направлена к познанию и исследованию, то она-то указывает метод для познания принципов всех наук [6] [7].

Яндекс.Метрика