«Правдоподобное,— писал Аристотель
«Правдоподобное,— писал Аристотель,— есть нечто такое, что бывает ие всегда, ио по большей части»[1]. Из -числа вероятных и правдоподобных положений одни имеют характер необходимости, другие — случайности. Таким образом, диалектика действует в области случайного и необходимого, чтобы привести к достоверности истинность этих моментов (случайных и необходимых). «Вероятно то, что случается по большей части, ио ие просто то, что случается, ио то, что может случиться и иначе; оио так относительно к тому, по отношению к чему оио вероятно, как общее к частному»[2]. Что же касается общих точек зрения, то они общи для всех явлений реального и логического, даже если эти предметы совершенно отличны друг от друга по природе.
Правда, «Топика» — книга, специально посвященная диалектике, однако ею далеко ие исчерпывается круг проблем аристотелевской диалектики, в целом. Эта книга хронологически предшествует «Аналитикам». В «Топике» Аристотель излагает правила диалектики как науки рассуждать о проблеме за и против. Во всяком научном рассуждении, по Аристотелю, существуют общие положения, иа основе которых следует вести исследование.
Аристотель своей диалектике, конечно, ие придавал значения универсального диалектического метода, кстати, таковой диалектика стала лишь в философии марксизма-ленинизма, однако ои впервые сознательно рассматривал диалектику как метод научного и философского исследования. Ряд высказываний философа свидетельствует о том, что диалектику он рассматривал не только как метод исследования в области вероятных и правдоподобных знаний, но и как метод исследования общих принципов всех наук. Важно подчеркнуть то, что диалектика, согласно Аристотелю,— это такая наука, которая не касается какого-нибудь отдельного класса предметов, а имеет отношение ко всем областям [3] [4].
К частной науке, по Аристотелю, относятся умозаключения, которые выведены из посылок, относящихся к данной науке. Например, как правильно замечает Аристотель, из положения физики нельзя вывеети заключения по этике или какой-либо другой науке. Диалектика же, по мнению философа, имеет дело с такими общими положениями, которые одинаково действительны для всех наук п. Как видно, Аристотель недвусмысленно говорит о диалектике как о методе философского и научного исследования. Первую книгу своей «Топики» Аристотель начинает с прямого указания на это. Цель настоящего исследования, пишет Аристотель, заключается в нахождении метода, при помощи которого можно было бы делать заключения из вероятных и правдоподобных положений, защищать собственные положения таким образом, чтобы не впасть в противоречие[5]. Замечательна мысль Аристотеля о том, что диалектика исследует принципы всех наук. Так как диалектика направлена к познанию и исследованию, то она-то указывает метод для познания принципов всех наук [6] [7].