http://fano-vote.ru противоречит принципам диалектики | Бабочка

противоречит принципам диалектики

истинном его понимании не толь­ко не — принципам движения, изменения, развития и т. д., но, наоборот, именно диалектическая природа объективной действи­тельности является действительной основой аристотелев­

 

ского понимания закона тождества. Отказавшись от за­кона тождества, пришлось бы отказаться от употребле­ния понятий, категорий, от понятийного и категориаль­ного образа мышления —следовательно, от самой диа­лектики. Классики марксизма-ленинизма, совершенно правильно указывая на недостатки закона тождества, никогда не противопоставляли его принципам диа­лектики.

На протяжении всей истории философии, вплоть до Гегеля, аристотелевский закон тождества неоднократно понимался односторонне — лишь как абстрактное тож­дество. Такому одностороннему пониманию закона тож­дества в известном смысле способствовал сам Аристо­тель, выдвинувший на передний план (для обоснования понятийного и категориального знания против послед­ствий элеатско-софистической диалектики, отрицавшей такое знание) тождество и лишь «молчаливо» предпола­гавший различие в тождестве. В этом подчеркивании мо­мента тождества заключались и положительная и отри­цательная стороны. Положительная сторона выразилась в том, что Аристотель положил конец софистической и кратиловской диалектике, уводившей тогдашнее знание в болото релятивизма. Тем самым было положено на­чало тому совершенно правильному пониманию, в соот­ветствии с которым понятия, категории и суждения в процессе познания должны иметь устойчивую, однознач­ную и тождественную определенность. Отрицательная же сторона заключалась в том, что молчаливо предпо­ложенное Аристотелем различие в самом тождестве не было удостоено в послеаристотелевской истории фило­софии должного понимания, что повело к метафизиче­ской интерпретации самого закона тождества и вызвало впоследствии известную критику со стороны Гегеля, под­черкнувшего диалектическое единство тождества и раз­личия. Недостатки аристотелевского понимания закона тождества относятся к исторической ограниченности ми­ровоззрения философа. «Старая, абстрактно формаль­ная точка зрения тождества», как писал Ф. Энгельс, «оказывается устарелой»; однако, «несмотря на это, ос­новывающийся на ней способ мышления продолжает су* ществовать вместе со своими категориями» 13,

Яндекс.Метрика