Самое начало, сама религиозная реформа

Самое начало, сама религиозная реформа, о который знали античные ав­торы, — ее датировка тоже трудна. Сама зороастрийская традиция говорит, что это было за 240 лет до Александра Македонского (т. е. VII в. до н. э.). Многие ученые становятся на эту точку зрения на основании других сообра­жений, например, Хеннинг (W. В. Henning). Они подтверждают зороастрий- скую традицию, т. е. это, скорее всего, был VII в. до н. э., но другие находят, что эта дата слишком поздняя, указывают на большую архаичность Авесты, язык которой иногда очень близок к языку Ригведы, а Ригведа датируется серединой П-го тыс. до н. э. (концом II тыс. до н. э.) и поэтому думают, что первоначальное ядро не могло быть в хронологическом отношении сильно оторвано от Ригведы. Лично я склоняюсь к мнению зороастрийской тради­ции, т.е. я думаю, что это не случайно возникло за столько-то лет до Алексан­дра Македонского (VII в. до н. э.).

Дальнейшая судьба (реформы). Когда мы уже прочитаем тексты — увидим, какие основные моменты были в этой реформе. Реформа была очень глубо-

 

Лекции Васа ztfaeSa

кая и во многом переворачивавшая наизнанку те воззрения, которые были у арийских народов до того, как они разделились на индийские и иранские народы. А там мы имеем термин daiva, санск. deva ‘бог’. Мы имеем целый ряд богов, Indra, Vanina, которые высоко почитались, но имеем, скажем, для названия первоначально просто владыка, а потом демон Asura. На иранской почве, т. е. на почве зороастризма, семантика этих терминов диаметрально перевернулась. Дэва стал обозначать не бог, а злой дух. Вот мы в текстах по­стоянно будем читать, что дэвы всячески проклинаются; считается, что все зло в мире от них. Asura, который в санскрите получил значение демон, — в иранской форме Ахура входит в состав имени главного божества — Ахура- Мазда и в целый ряд других терминов. Есть даже особая работа о лексико­семантическом антагонизме между Авестой и Ригведой. То, что там хорошо, здесь плохо и т. д.

Яндекс.Метрика