Стремясь понять происхождение учения Аристотеля
Стремясь понять происхождение учения Аристотеля о категориях, исследователи, естественно, обращаются к Платону, учителю Аристотеля. В философии Платона есть, несомненно, много отдельных размышлений, где затрагивается вопрос о категориях. В частности в «Софисте» имеются такие общие понятия, как: бытие, тождество, движение, покой, различие и т. д., в «Тезтете»: четное, нечетное, сходство, бытие, небытие, единство, множество и т. д. Однако у Платона мы еще не находим стройного учения о категориях. Платоновские понятия не представляют собой законченной системы. Следовательно, едва ли можно сказать, что аристотелевское учение о категориях имеет что-либо общее с перечисленными понятиями Платона.
Из истории философии известно, что Аристотель является «отцом логики», но мы ничуть не ошибемся, если скажем, что Аристотель является и отцом первой в истории системы философских категорий. Аристотель — основоположник систематического философского учения о категориях. Его система категорий наметила основы материалистической теории познания. Аристотелевское учение о категориях послужило исходным пунктом для последующих философских учений о категориях.
Философские категории Аристотеля являются логическим обобщением и продолжением доаристотелевской философии. Вот почему учение Аристотеля о категориях занимает весьма важное место в истории философии* Система категорий Аристотеля остается актуальной до настоящего времени, поскольку входящие в нее категории действительно являются основными категориями человеческого мышления. Из простого перечисления таких категорий, как: материя, сущность, количество, качество, отношение, время, пространство, движение, необходимость, случайность, форма, содержание, возможность, действительность, противоречие, противоположение, общее, единичное, цель и т* д*, становится ясно, что большинство категорий, которыми мы пользуемся сегодня, уже были использованы и по-своему систематизированы Аристотелем. Поэтому В. И. Ленин в своих «Философских тетрадях» имел все основания заключить, что Аристотель в своих исследованиях задел «все категории» 12.
Некоторые из этих категорий, как уже говорилось, были известны, более или менее, еще до Аристотеля, однако в ранний период развития науки эти категории имели еще крайне неразвитый, расплывчатый характер. Аристотель же впервые сознательно исследовал категории, применил к их изучению свой диалектический метод. Он указывал, что философские категории взаимосвязаны друг с другом, подвижны, текучи. Диалектический подход Аристотеля к философским категориям отмечали классики марксизма-ленинизма. Например, Ф. Энгельс писал, что в истории философии известны «два философских направления: метафизическое с неподвижными категориями, диалектическое (Аристотель и особенно Гегель) —с текучими»13. В диалектике взаимоотношений этих категорий отражается диалектика всеобщей связи явлений материального мира. Аристотель попытался и, в основном, сумел показать объективные связи и закономерности материального мира.
В противоположность Платону, считавшему понятия чисто гносеологическим продуктом, Аристотель учит, что проблема категорий — не чисто логическая проблема, но и онтологическая и гносеологическая. В философии Аристотеля категории обозначают общие принципы бытия и имеют своей целью раскрыть сущность познаваемых предметов. Каждой категории в этом учении со-
п В. И. Ленин. Полное собрание сочинений, т. 29, стр. 325. 13 /(. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т. 20, стр. 516,
ответствует Некоторая сторона объективной действительности. Философ отмечает: нет резкой грани между предметами действительности и категориями.
Аристотель первым из древних философов попытался ликвидировать односторонность подхода к философским проблемам. Следовательно, его учение о категориях впервые сознательно объединило онтологический и гносеологический подходы к исследованию объективной действительности.