http://fano-vote.ru Стремясь понять происхождение учения Аристотеля | Бабочка

Стремясь понять происхождение учения Аристотеля

Стремясь понять происхождение учения Аристотеля о категориях, исследователи, естественно, обращаются к Платону, учителю Аристотеля. В философии Платона есть, несомненно, много отдельных размышлений, где затрагивается вопрос о категориях. В частности в «Со­фисте» имеются такие общие понятия, как: бытие, тож­дество, движение, покой, различие и т. д., в «Тезтете»: четное, нечетное, сходство, бытие, небытие, единство, множество и т. д. Однако у Платона мы еще не нахо­дим стройного учения о категориях. Платоновские по­нятия не представляют собой законченной системы. Сле­довательно, едва ли можно сказать, что аристотелев­ское учение о категориях имеет что-либо общее с пере­численными понятиями Платона.

Из истории философии известно, что Аристотель яв­ляется «отцом логики», но мы ничуть не ошибемся, если скажем, что Аристотель является и отцом первой в исто­рии системы философских категорий. Аристотель — ос­новоположник систематического философского учения о категориях. Его система категорий наметила основы ма­териалистической теории познания. Аристотелевское учение о категориях послужило исходным пунктом для последующих философских учений о категориях.

Философские категории Аристотеля являются логи­ческим обобщением и продолжением доаристотелевской философии. Вот почему учение Аристотеля о категориях занимает весьма важное место в истории философии* Система категорий Аристотеля остается актуальной до настоящего времени, поскольку входящие в нее катего­рии действительно являются основными категориями че­ловеческого мышления. Из простого перечисления таких категорий, как: материя, сущность, количество, качество, отношение, время, пространство, движение, необходи­мость, случайность, форма, содержание, возможность, действительность, противоречие, противоположение, об­щее, единичное, цель и т* д*, становится ясно, что боль­шинство категорий, которыми мы пользуемся сегодня, уже были использованы и по-своему систематизированы Аристотелем. Поэтому В. И. Ленин в своих «Философ­ских тетрадях» имел все основания заключить, что Ари­стотель в своих исследованиях задел «все категории» 12.

Некоторые из этих категорий, как уже говорилось, были известны, более или менее, еще до Аристотеля, однако в ранний период развития науки эти категории имели еще крайне неразвитый, расплывчатый характер. Аристотель же впервые сознательно исследовал катего­рии, применил к их изучению свой диалектический ме­тод. Он указывал, что философские категории взаимо­связаны друг с другом, подвижны, текучи. Диалектиче­ский подход Аристотеля к философским категориям отмечали классики марксизма-ленинизма. Например, Ф. Энгельс писал, что в истории философии известны «два философских направления: метафизическое с не­подвижными категориями, диалектическое (Аристотель и особенно Гегель) —с текучими»13. В диалектике взаимо­отношений этих категорий отражается диалектика все­общей связи явлений материального мира. Аристотель попытался и, в основном, сумел показать объективные связи и закономерности материального мира.

В противоположность Платону, считавшему понятия чисто гносеологическим продуктом, Аристотель учит, что проблема категорий — не чисто логическая проблема, но и онтологическая и гносеологическая. В философии Аристотеля категории обозначают общие принципы бы­тия и имеют своей целью раскрыть сущность познавае­мых предметов. Каждой категории в этом учении со-

п В. И. Ленин. Полное собрание сочинений, т. 29, стр. 325. 13 /(. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т. 20, стр. 516,

 

ответствует Некоторая сторона объективной действитель­ности. Философ отмечает: нет резкой грани между пред­метами действительности и категориями.

Аристотель первым из древних философов попытался ликвидировать односторонность подхода к философским проблемам. Следовательно, его учение о категориях впервые сознательно объединило онтологический и гно­сеологический подходы к исследованию объективной дей­ствительности.

Яндекс.Метрика