У венгерского ученого В. Диосэги

У венгерского ученого В. Диосэги (V. Dioszegi) есть книга: «Рассказы о шаманах в образе животных». В ней рассказывается о сибирских шаманах, о том, что удалось совершить шаманам, когда они принимали образ животных.

В поэме Руставели имеем этот самый мотив. Конечно, он уже не осмыслял­ся автором как магический мотив, но он твердо помнил, что в народной версии обязательно должна присутствовать барсова шкура, и поэтому даже назвал по­эму «Витязь в барсовой шкуре». Видимо, эта барсова шкура была в прототипе настолько важным элементом, что он от нее никак отказаться не мог.

Сослан в нартовском эпосе — это тип переходный от шаманского типа к героическому, богатырскому. Он совершает чисто богатырские подвиги, он убивает великанов и т. д. Но если присмотреться, то в крайних случаях, когда противник значительно его сильнее, он всегда прибегает к каким-нибудь ма­гическим средствам. Вот был такой богатырь, великан, с которым он никак не мог справиться, тот мог его раздавить одним пальцем. Но Сослан при­думал такую хитрость. Во-первых, он сказал, что он не Сослан, а пастух Со­слана. А когда тот спросил, в какие, мол, игры любит играть Сослан, то он сказал, что вот у Сослана есть такая игра: влезает в глубокое озеро, потом над ним намерзает лед толщиной в несколько аршин, он проламывает этот лед и вылезает.  Все это он придумал, никаких таких подвигов Сослан не совершал, но это ему было нужно как магический прием, хитрость. Великан: Я тоже могу, я не хуже Сослана. Влезает в глубокую воду, над ним намерзает с помо­щью заклинаний Сослана лед необыкновенной толщины, и сколько великан не старается проломить этот лед — ему не удается и он погибает. Значит, в крайний момент Сослан прибегает к такому чисто магическому приему.

Яндекс.Метрика