http://fano-vote.ru Учение Аристотеля о категориях | Бабочка

Учение Аристотеля о категориях

Учение Аристотеля о категориях служит как бы ске­летом его философской системы. Если не по времени, то логически это учение Аристотеля предшествует остальным частям его философии; оно является первой попыткой научной онтологии, воспроизводящей действи­тельность в форме высших логических понятий. Вся си­стема его категорий призвана с различных сторон опре­делить бытие, пока не выяснится его сущность, а сущ­ность как единство внутренних и внешних определений является совокупностью исследуемых категориями разных сторон бытия. В таком понимании категории раскрывают внутреннее разнообразие действительности. Аристотель впервые поставил проблему познавательной ценности категорий, указав, что порядок и соотношение между идеями те же самые, что и порядок и соотноше­ние между вещами. «Самостоятельное существование в себе приписывается всему тому, что обозначается через различные формы (категориального) высказывания: ибо на сколько ладов эти различные высказывания произ­водятся, столькими путями они (здесь) указывают на бытие. А так как одни из высказываний обозначают суть вещи, другие — качество, некоторые количество, иные — отношение, иные — действие или страдание, иные отвечают на вопрос — «где?», иные — на вопрос «ког­да?», то в соответствии с каждым из этих (родов) вы­

 

сказываний те же самые значения имеет и бы­тие» [1].

Диалектические идеи вечного движения, изменения и становления пронизывают учение Аристотеля о катего­риях. Однако хотя философ и устанавливал связь между категориями, это еще не была диалектическая су­бординация категорий, так как часто они рассматрива­лись Аристотелем как вполне самостоятельные. Гегель хорошо видел диалектический характер логических ка­тегорий Аристотеля и говорил, что логика Аристотеля как выдающееся явление в истории философии делает «величайшую честь как глубокомыслию ее изобретателя, так и силе ее абстракции»[2]. Если, по словам Геге­ля, цитируемым В. И. Лениным, «элеатская школа при­меняла свою диалектику преимущественно против дви­жения, Платон же часто против представлений и поня­тий своего времени, особенно против софистов, но также против чистых категорий и определений рефлексии»[3], то Аристотель попытался применить и действительно впервые применил диалектику к учению о категориях, а следовательно, ко всем областям знания.

Учение Аристотеля о категориях сложно и противо­речиво. Аристотель старался преодолеть имевшийся в философии Платона отрыв общих понятий, или идей, от явлений. Благодаря созданию онтологической гносео­логии Аристотель в основном справился с этой задачей. Выступив с резкой критикой платоновского дуализма идей и вещей, Аристотель выдвинул задачу создания монистической материалистической философии. Однако, несмотря на все свои старания, платоновский дуализм двух миров он заменил дуализмом двух начал: мате­риального (материя, субстрат) и идеального (форма).

♦ Колебания Аристотеля между идеализмом и мате­риализмом сказались и на его учении о категориях. Он не смог раскрыть диалектику образования понятий, пе­рехода от знания единичного к знанию общего, хотя и в этом отношении дал много свежего и ценного. Например, Аристотель считал, что общее, которое фиксируется в

 

категориях, не существует отдельно, помимо единичных вещей. Вместе с тем он метафизически противопостав­лял категорию общего категории единичного. Поэтому В. И. Ленин указывал: «Путается человек именно в диа­лектике общего и отдельного, понятия и ощущения etc., сущности и явления etc.» 18.

Заслуга Аристотеля заключается в том, что он вы­явил ряд важных для теории познания противоречий в учении о категориях. Впоследствии вся средневековая философия, а затем и новая сосредоточили свое внима­ние вокруг вопросов, поставленных Аристотелем в уче­нии о категориях.

В учении о философских категориях со времени Ари­стотеля до Канта не было сколько-нибудь существенных, заслуживающих внимания, изменений. Тем не менее о двух системах классификации категорий следует все же упомянуть: это классификации, предложенные стоиками, Плотином и Проклом. Стоики вместо десяти аристоте­левских категорий приняли, согласно четырехчленному разграничению наивысших классов, следующие катего­рии: субстанция, качество, модальность и отношение. Эти категории так соотнесены друг с другом, что каждая включает в себя предыдущую. Например, категории ка­чества, модальности и отношения предполагают катего­рию субстанции.

[1] Аристотель. Метафизика. Перевод и примечания А. В. Кубицко- го. М.— Л., 1934, стр. 87, лев, кол.

’ Гегель. Сочинения, т. X. М., 1932, стр. 306.

[3] См. В. И. Ленин. Полное собрание сочинений, т. 29, стр. 205.

Яндекс.Метрика