Учение Аристотеля о категориях
Учение Аристотеля о категориях служит как бы скелетом его философской системы. Если не по времени, то логически это учение Аристотеля предшествует остальным частям его философии; оно является первой попыткой научной онтологии, воспроизводящей действительность в форме высших логических понятий. Вся система его категорий призвана с различных сторон определить бытие, пока не выяснится его сущность, а сущность как единство внутренних и внешних определений является совокупностью исследуемых категориями разных сторон бытия. В таком понимании категории раскрывают внутреннее разнообразие действительности. Аристотель впервые поставил проблему познавательной ценности категорий, указав, что порядок и соотношение между идеями те же самые, что и порядок и соотношение между вещами. «Самостоятельное существование в себе приписывается всему тому, что обозначается через различные формы (категориального) высказывания: ибо на сколько ладов эти различные высказывания производятся, столькими путями они (здесь) указывают на бытие. А так как одни из высказываний обозначают суть вещи, другие — качество, некоторые количество, иные — отношение, иные — действие или страдание, иные отвечают на вопрос — «где?», иные — на вопрос «когда?», то в соответствии с каждым из этих (родов) вы
сказываний те же самые значения имеет и бытие» [1].
Диалектические идеи вечного движения, изменения и становления пронизывают учение Аристотеля о категориях. Однако хотя философ и устанавливал связь между категориями, это еще не была диалектическая субординация категорий, так как часто они рассматривались Аристотелем как вполне самостоятельные. Гегель хорошо видел диалектический характер логических категорий Аристотеля и говорил, что логика Аристотеля как выдающееся явление в истории философии делает «величайшую честь как глубокомыслию ее изобретателя, так и силе ее абстракции»[2]. Если, по словам Гегеля, цитируемым В. И. Лениным, «элеатская школа применяла свою диалектику преимущественно против движения, Платон же часто против представлений и понятий своего времени, особенно против софистов, но также против чистых категорий и определений рефлексии»[3], то Аристотель попытался применить и действительно впервые применил диалектику к учению о категориях, а следовательно, ко всем областям знания.
Учение Аристотеля о категориях сложно и противоречиво. Аристотель старался преодолеть имевшийся в философии Платона отрыв общих понятий, или идей, от явлений. Благодаря созданию онтологической гносеологии Аристотель в основном справился с этой задачей. Выступив с резкой критикой платоновского дуализма идей и вещей, Аристотель выдвинул задачу создания монистической материалистической философии. Однако, несмотря на все свои старания, платоновский дуализм двух миров он заменил дуализмом двух начал: материального (материя, субстрат) и идеального (форма).
♦ Колебания Аристотеля между идеализмом и материализмом сказались и на его учении о категориях. Он не смог раскрыть диалектику образования понятий, перехода от знания единичного к знанию общего, хотя и в этом отношении дал много свежего и ценного. Например, Аристотель считал, что общее, которое фиксируется в
категориях, не существует отдельно, помимо единичных вещей. Вместе с тем он метафизически противопоставлял категорию общего категории единичного. Поэтому В. И. Ленин указывал: «Путается человек именно в диалектике общего и отдельного, понятия и ощущения etc., сущности и явления etc.» 18.
Заслуга Аристотеля заключается в том, что он выявил ряд важных для теории познания противоречий в учении о категориях. Впоследствии вся средневековая философия, а затем и новая сосредоточили свое внимание вокруг вопросов, поставленных Аристотелем в учении о категориях.
В учении о философских категориях со времени Аристотеля до Канта не было сколько-нибудь существенных, заслуживающих внимания, изменений. Тем не менее о двух системах классификации категорий следует все же упомянуть: это классификации, предложенные стоиками, Плотином и Проклом. Стоики вместо десяти аристотелевских категорий приняли, согласно четырехчленному разграничению наивысших классов, следующие категории: субстанция, качество, модальность и отношение. Эти категории так соотнесены друг с другом, что каждая включает в себя предыдущую. Например, категории качества, модальности и отношения предполагают категорию субстанции.
[1] Аристотель. Метафизика. Перевод и примечания А. В. Кубицко- го. М.— Л., 1934, стр. 87, лев, кол.
,г’ Гегель. Сочинения, т. X. М., 1932, стр. 306.
[3] См. В. И. Ленин. Полное собрание сочинений, т. 29, стр. 205.