В 1-й его главе мы не находим ничего ритуального

В 1-й его главе мы не находим ничего ритуального. Мы находим тут пе­речисление тех стран, которые были в поле зрения составителя этого тек­ста. Это восточноиранские страны, причем говорится, Ахура-Мазда создал такую-то прекрасную страну Согдиану, а Ахриман создал для этой страны холодную зиму или жару; какое-то бедствие или вредное насекомое. Так Аху- ра-Мазда создает прекрасную страну, а Ахриман портит ее чем-то.

Во П-й его главе ничего ритуального нет. Здесь есть миф о герое золотого века Йиме, в Ригведе он называется Яма. Легенда о золотом веке существу­ет у многих народов. Рассказывается о том, как в царствование этого Йимы дэвы привели к гибели страну. Таким образом, нет строгого принципа, когда канонизировали, а канонизировали уже позже, наверное при Сасанидах, и та­кого четкого принципа у них не было. Сажают текст куда попало, без долгих рассуждений.

 

И, наконец, та часть Авесты, которая приписывается самому Зороастру, — Гаты, «песнопенья». Их язык немножко отличается от остальной Авесты, считается более архаичным в ряде случаев. Жанр этих Гат я всегда затруд­нялся определить и называл их проповедями. Мы знаем проповедь Христа и адресат [её] — народ, но мы не видим в Гатах этого адресата, это какие-то взволнованные тирады, и не видно, что они обращены к какой-то группе лю­дей, они безадресные. Он воодушевился, и он изрекает то, что наполняет его душу, поэтому еще меньше им подходит название проповеди. Гимнами на­звать? Яшт можно назвать гимном; здесь же (Гаты), хотя Ахура-Мазда посто­янно упоминается, но назвать их гимнами нельзя, потому что никаких при­знаков гимнов, как в Ригведе, там нет. В смысле жанра Авеста очень пестрая, разнообразная. В этом отношении её сравнивают с Библией. Но Библия — огромная книга, а здесь небольшой текст. В Библии тоже найдете эту пестро­ту: исторические отрывки, проповеди пророков богослужебного характера. В целом по пестроте жанра можно сопоставить, но только в этом плане. Но с жанром тесно связан стиль, от жанра зависит и композиция, а также изо­бразительные средства. Ведь значительная часть этих текстов носит характер поэтический, когда изображаются в Ригведе божества, и тут, конечно, есть известный простор для поэтических сравнений, метафор. Эти моменты тоже войдут в филологический аспект анализа.

Яндекс.Метрика