http://fano-vote.ru В арамейском (письме) гласные не обозначаются | Бабочка

В арамейском (письме) гласные не обозначаются

В арамейском (письме) гласные не обозначаются, точнее, краткие глас­ные вообще не обозначаются, а долгие то обозначаются, то нет. Поэтому этот текст может читать только такой человек, который уже знает текст с соглас­ными, а человек, совершенно не знающий данного арамейского языка, может всадить любой гласный — i, а, и, э и т. д. Если же знать согласный состав арамейского, то согласные уже показывают, какой гласный звук должен сле­довать за тем или другим согласным.

Этим арамейским письмом зафиксированный текст будто бы дошел до са- санидского времени. А при Сасанидах, т. е. где-то между III-VII веками н. э. были предприняты попытки (успешная попытка, это уже бесспорный факт) написать всю Авесту на основе арамейского письма, но уже с обозначением гласных, т.е. вот эти ученые, которые занимались Авестой, выдумали осо­бые знаки для гласных, причем очень тонко, т. е. не фонологически, как мы сейчас это понимаем; они старались по возможности точнее, скрупулезнее зафиксировать то звучание, что запечатлевалось в их памяти при богослуже­нии. На основе этого они составили новый текст. То, что нам предстоит чи­тать, это уже основано на этом сасанидском тексте с обозначением гласных. Они, эти «ученые», настолько скрупулезно старались отмечать все оттенки гласных, что в Авесте насчитывается 48 фонетических [знаков], а на самом деле существует 24-25 фонем.

Текстологический аспект имеет особое значение. Дело в том, что аве­стийский язык — это язык древнеиранский, наряду с древнеперсидским, мы сможем их сравнивать. С другой стороны, существует санскрит, который был очень близок древнеиранскому, с ним тоже можно сравнивать и заодно (смотреть), как должен был выглядеть стандартизованный, классический, об­разцовый (язык). И вот, когда мы будем читать тексты, мы постоянно будем обращаться к этому классическому древнеиранскому эталону. И там, где аве­стийский будет отходить от этого эталона, у нас возникает всегда вопрос, по­чему Авеста не соответствует тому идеальному древнеиранскому состоянию.

Яндекс.Метрика