В Авесте нет ясного упоминания ни о Персии

Почему? Во-первых, в Авесте нет ясного упоминания ни о Персии, ни о Мидии, — хотя по времени, я же говорил, что составлялось долго, — и стран­ным образом о таких государственных образованиях (Мидия и Персия) нет упоминания. А какие страны упоминаются? Упоминаются: Хорезм, Согдиа- на, Арахозия, Дрангиана. Вот области, которые были в поле зрения первосо­ставителя Авесты. Упоминается народ тура, а тура, как показали и доказали целый ряд исследователей, это скифы. Скифы непосредственно могли сосед­ствовать с зороастрийскими племенами в Восточном Иране. Реалии, природа и т. д., флора и фауна, — они тоже указывают на восточное происхождение. Так что вот тут получается некоторое противоречие: в том смысле, что язык не дает ясных признаков восточноиранского [происхождения], а реалии гово­рят очень ясно в пользу восточноиранского.

Мы сейчас в Институте начали работать по более систематическому срав­нению Авесты с другими иранскими языками. Вот Софья Петровна Виногра­дова на эту тему написала большую работу, где сравнивается авестийский с согдийским в отношении глагольных корней. Мы подошли так, что те, кто от­носил авестийский язык то к западным, то к восточным, часто делали это на основании случайно выхваченных признаков. Мы же хотим систематически, фронтально сравнить Авесту со всеми, ну если не со всеми, то с теми языка­ми, которые наиболее типичны, которые сохраняют какую-то морфологию, потому что языки, которые утратили морфологию, вроде новоперсидского, тут не с чем просто сравнивать, только лексику можно сравнивать, а грам­матику нельзя сравнивать. Но вот с согдийским, с сакским, хорезмийским, среднеиранскими следует методично, шаг за шагом сравнивать, и тогда у нас получится какая-то сумма признаков, указывающих либо на восточное про­исхождение, либо на западное. И в зависимости от того, каких признаков окажется больше (чисто арифметическая задача) — будет ответом на вопрос, в какой среде (восточноиранской или западноиранской) возникла Авеста.

Яндекс.Метрика