В пользу такого понимания связи диалектики

В пользу такого понимания связи диалектики и апо- диктики, между прочим, говорит и замечание Аристоте­ля в 8-й книге «Топики» о том, что философ и диа­лектик до обнаружения истины идут одним и тем же путем, с той только разницей, что «упорядочение», фор­мулирование и приведение в соответствующее взаимооп- ределеиие наших знаний по пути к истине есть дело диалектика; с этой целью именно диалектик непосред­ственным образом ведет дискуссию. Полученное путем диалектической аргументации знание составляет основу для создания научного силлогизма, в дальнейшем дока­зываемого посредством аподиктического метода. Значит, диалектика расчищает путь к истине, или, иными слова­ми, оиа лежит в русле исследования истины. Аподикти­ческий же метод занят силлогистической обработкой от­дельных истинных положений, предпосылок, полученных диалектическим путем.

Поскольку с точки зрения Аристотеля диалектика имеет отношение ко всем областям науки, постольку рассмотрение «всякого рода силлогизмов относится к области диалектики» [1]. Ясно, что так как диалектика ка­сается правильных методов и способов убеждения, а способ убеждения есть доказательство, то, по мнению Аристотеля, силлогизмы относятся к области диалекти­ки. Диалектика и аподиктика у Аристотеля — это еди­ный метод, или средство, нахождения истины. А так как, по Аристотелю, люди от природы способны к на­хождению истины и по большей части находят ее, то выходит, что люди от природы в какой-то степени спо­собны к диалектическому и аподиктическому.мышлению; поэтому, и что главное, по мнению философа, «находчи­вым в деле отыскания правдоподобного должен быть тот, кто так же находчив в деле отыскания самой исти­ны» 3. Из данного и других подобных высказываний явствует, что Аристотель теорию диалектики (область вероятных и правдоподобных знаний) и теорию аподик- тики (область логики истиного знания) рассматривает как нечто цельное и единое4. Истинный диалектик, по мысли Аристотеля, ведет доказательство так, что легко приходит к истинному умозаключению, если, конечно, диалектика правильно применяется при построении сил­логизма. Диалектика для Аристотеля — это метод, кото­рый приводит мышление в области, где не может быть лжи. Диалектическое есть «вопрос относительно <чле- нов) противоречия»5, аподиктическое же — область истины и непротиворечивости. Диалектика — метод до­стижения истины и устранения логических противоречий. Она доводит знание до истинных положений путем устранения ложных предположений и выводит мышле­ние из заблуждений.

[1] Аристотель. Риторика. СПб., 1891, стр. 4.

Яндекс.Метрика