В пользу такого понимания связи диалектики
В пользу такого понимания связи диалектики и апо- диктики, между прочим, говорит и замечание Аристотеля в 8-й книге «Топики» о том, что философ и диалектик до обнаружения истины идут одним и тем же путем, с той только разницей, что «упорядочение», формулирование и приведение в соответствующее взаимооп- ределеиие наших знаний по пути к истине есть дело диалектика; с этой целью именно диалектик непосредственным образом ведет дискуссию. Полученное путем диалектической аргументации знание составляет основу для создания научного силлогизма, в дальнейшем доказываемого посредством аподиктического метода. Значит, диалектика расчищает путь к истине, или, иными словами, оиа лежит в русле исследования истины. Аподиктический же метод занят силлогистической обработкой отдельных истинных положений, предпосылок, полученных диалектическим путем.
Поскольку с точки зрения Аристотеля диалектика имеет отношение ко всем областям науки, постольку рассмотрение «всякого рода силлогизмов относится к области диалектики» [1]. Ясно, что так как диалектика касается правильных методов и способов убеждения, а способ убеждения есть доказательство, то, по мнению Аристотеля, силлогизмы относятся к области диалектики. Диалектика и аподиктика у Аристотеля — это единый метод, или средство, нахождения истины. А так как, по Аристотелю, люди от природы способны к нахождению истины и по большей части находят ее, то выходит, что люди от природы в какой-то степени способны к диалектическому и аподиктическому.мышлению; поэтому, и что главное, по мнению философа, «находчивым в деле отыскания правдоподобного должен быть тот, кто так же находчив в деле отыскания самой истины» 3. Из данного и других подобных высказываний явствует, что Аристотель теорию диалектики (область вероятных и правдоподобных знаний) и теорию аподик- тики (область логики истиного знания) рассматривает как нечто цельное и единое4. Истинный диалектик, по мысли Аристотеля, ведет доказательство так, что легко приходит к истинному умозаключению, если, конечно, диалектика правильно применяется при построении силлогизма. Диалектика для Аристотеля — это метод, который приводит мышление в области, где не может быть лжи. Диалектическое есть «вопрос относительно <чле- нов) противоречия»5, аподиктическое же — область истины и непротиворечивости. Диалектика — метод достижения истины и устранения логических противоречий. Она доводит знание до истинных положений путем устранения ложных предположений и выводит мышление из заблуждений.
[1] Аристотель. Риторика. СПб., 1891, стр. 4.