http://fano-vote.ru — (Вопрос) У южных осетин под голову покойнику кладут в гроб подушку из цветочков хуымселлсег, «хмеля» | Бабочка

— (Вопрос) У южных осетин под голову покойнику кладут в гроб подушку из цветочков хуымселлсег, «хмеля»

— (Вопрос) У южных осетин под голову покойнику кладут в гроб подушку из цветочков хуымселлсег, «хмеля». Имеет ли данный обычай связь с хомом Авесты? — Мне это неизвестно, но скорее — да!

Вторая особенность, которая тоже хорошо характеризует, как формиро­вался текст Авесты, это то, что здесь, собственно говоря, антизороастрийский текст вставлен в зороастрийскую рамку. И этот прием мы будем постоянно находить и дальше. Дело в том, что сам Зороастр, во-первых, нигде не упоми­нает в своих Гатах о хоме, о растении, о напитке; а во-вторых, в одной из Гат, т. е. в одном из тех текстов, которые приписываются самому Зороастру, он прямо, четко, ясно высказывается против опьянения. Это Ясна XXXII. Стало быть, культ хома не только не имеет ничего общего с зороастризмом, но явля­ется ему враждебным. Но кодификаторы Авесты вынуждены были считаться с тем, что после реформы Зороастра, после деятельности Зороастра, старые культы, в том числе и культ хома, продолжали бытовать в народе. Они не могли его искоренить. Они не могли искоренить также культ Митры. Они не могли искоренить также культ Вайю. Значит, это общеарийское (еще до- иранское божество) Сома — тоже общеарийский культ, это не специальный, а общеиндоиранский. Так вот эти кодификаторы Авесты вынуждены были считаться с тем, что эти легенды продолжают бытовать в народе, их знают наизусть, и искоренить их они не могли. Тогда они прибегли к такой хитро­сти. Они применили «рамочную композицию». Что это значит? Это значит, что начинается текст или кончается, где — не важно, но вставляется разговор Зороастра с Ахура-Маздой или с кем-либо из богов. Выдуманный разговор, которого в Гатах нет даже и в помине. И вот в этот выдуманный разговор, в эту рамку вставляется нужный им старый дозороастрийский текст. Доста­точно сделать эту рамку, т. е. разговор Зороастра с Ахура-Маздой, и вообще, применить чисто зороастрийские термины, особенно в такой форме разго­вора, и тогда текст тем самым становится ортодоксально зороастрийским. Хотя его содержание не имеет ничего общего с зороастризмом, а в данном случае даже враждебно зороастризму. Потому что, повторяю, Зороастр вы­ступал против опьянения. А, стало быть, против хома. Вот эти особенности вы имейте в виду и дальше, когда мы будем читать другие тексты, что здесь перемешаны зороастрийский культ с дозороастрийским и даже с чисто иран­ским, но враждебным Зороастру.

Яндекс.Метрика