Возникает вопрос: нарушают ли, согласно Аристотелю,
Возникает вопрос: нарушают ли, согласно Аристотелю, явления будущего порядка принцип исключенного третьего?^Конечно, нет. Дело в том, что взаимоисключающие положения, касающиеся будущих событий, Аристотелем понимаются не в смысле категорического противоположения, а в смысле диалектически взаимоисключающих друг друга моментов, каждый из которых философом рассматривается как логическое обоснование одной из реально возможных противоположностей: «Завтра, возможно, будет морское сражение» или, соответственно, «Завтра, возможно, не будет морского сражения. Истинность или ложность взаимоисключающих однр другое возможных положений, касающихся будущих событий, определяется в настоящее время уже не законом исключенного третьего, а реально существующей объективной возможностью. Поэтому, пока существует реальная возможность как того, что событие произойдет, так и того, что оно не произойдет, нет необходимости, чтобы из двух противоположных суждений одно было истинно, а другое ложно. «Отрицанием возможности чего-либо,— пишет, выясня позицию Аристотеля в этом вопросе А. С. Ахманов,— является полагание его невозможности, т. е. того, что противоположно необходимости, а не возможности. Так Как полагание невозможности есть подлинное отрицание возможности, то суждения о возможности и невозможности подчинены закону противоречия и закону исключенного третьего… если ложно полагание возможности чего-либо, то истинно полагание его невозможнрсти, и если ложно полагание невозможности чего-либо, то истинно полагание его возможности» [1].
И это действительно так, ибо субъективная логика везде у Аристотеля определяется объективной логикой. Поэтому применение, закона исключенного третьего к будущим явлениям — до перехода возможности в действительность — ограничивается областью противоположных возможных положений, д истина при этом остается проблематичной. Так что определение законом исключенного третьего истинности или ложности противоположных моментов по отношению к будущему переносится в возможность. И потому ограничение применимости закона исключенного третьего к явлениям будущим снимается, как только с наступлением будущего возможное становится действительным. Другими словами, закон исключенного третьего в области действительности и необходимости сохраняет свое категорическое значение, в области же возможности и случайности имеет место некоторое его ограничение, вполне, впрочем, временное (пока возможность не стала действительностью) .
Вопрос о том, действительно ли Аристотель в своей философии допускал возможность третьего значения истины, является все же проблематичным и требует специального исследования, так как Аристотель, к сожалению, впоследствии не возвращался к этому вопросу и не разъяснил его. Однако такие исследователи, как Приор и Лукасевич, придерживаются того взгляда, что глава 9-я трактата «Об истолковании» не вызывает в этом смысле сомнений.
[1] А. С. Ахманов. Логическое учение Аристотеля. М., 1969, стр. 152.