Зороастр был очень смелым

Зороастр был очень смелым и далеко идущим реформатором. Он не оста­новился перед тем, чтобы потрясти самые основы общеарийской идеоло­гии. В Ригведе они сохранились. А он вот потряс эту идеологию, объявив общеарийских богов демонами и целому ряду других понятий, придал пол­ное противоположное значение, чем то, что они имеют в Ригведе. Я пытался показать в статье «Мифы и история в Гатах Зороастра» в сборнике, посвя­щенном профессору Конраду, что в основе этого переворота идей были со­циально-хозяйственные причины. Дело в том, что время Зороастра совпало с тем временем, когда на границе со скифским миром часть иранцев начала переходить от полукочевого быта к оседлому скотоводству, и между этими двумя племенами возник социальный антагонизм. Кочевники часто напада­ли на оседлых мирных иранцев и таким образом была постоянная вражда между ними.

Идеология Зороастра была как бы надстройкой на этом социальном пле­менном антагонизме. Те кочевники поклонялись, как все арийцы, дэвам, по­клонялись явлениям природы — вот та натуралистическая религия, которая отражается в Ригведе. И Зороастр сказал: раз они мучают скот, раз они муча­ют оседлые племена — это плохая религия, плохая вера. Надо от нее отказать­ся, и вот этот социальный антагонизм (так мне представляется) послужил основной первопричиной его религиозной реформы. Ведь нельзя думать так, что появился какой-то пророк, и к нему явились какие-то духи и видения, и стоило ему об этом рассказать, как все к нему хлынули, и создалась какая-то новая религия. Так не бывает.

Яндекс.Метрика